ПИЕТИЗМ
(лат. pietas — благочес-тие) — мистическое учение в ортодок-сальном лютеранстве, появившееся в 17—18 вв. в Германии как негативная реакция на догматизацию проте-стантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы.
Испытал определен-ное содержательное влияние со стороны квиетизма. Основателем П. яв-ляется Ф. Шпенер, выступивший с намерением возродить "истинную религию", основанную на утерянном в спорах глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и догматах, рес-таврированных в лютеранстве (Pia Desideria, 1675). Шпенер подчерки-вал необходимость для верующего личного благочестия, живого обще- ния с Богом. Обличая "фарисейство" в обществе, он надеялся своим адог- матизмом вызвать резонанс, который вернул бы его собратьев к подлинной духовной жизни. Становление и раз-витие П., таким образом, детерминировано теми же факторами, которые обусловили в свое время оформление протестантизма в целом и которые питают историческую эволюцию ми-стической традиции (см. Мистика, Протестантизм). Движение П. нача-лось с молитвенных собраний в доме Шпенера. Позже были организованы маленькие общины для совместного чтения Писания и богослужения, которые, однако, не были отделены от господствующей Лютеранской церкви. Но вскоре Шпенер и его ученик А. Франк вступают в спор с лейп- цигскими богословами, где осуждают как нечто противное духу Христа философию и догматику, а вместе с ними и науку в целом, в результате чего и происходит столкновение П. с ортодоксальным лютеранством, за-кончившееся осуждением и изгна-нием из Германии последователей П. Значительную роль в распространении П. сыграл П. Герхард — сочинитель текстов гимнов-молитв, ставших очень популярными среди верующих. Одним из видных представителей П. является М.-Л. фон Цинцендорф, ос-нователь общины Генргюгера, по-этическое творчество которого стало знаменем тех протестантов, которые ищут не "абстрактных теологических спекуляций", а "чувственно-эмоцио- нального переживания Божественной любви". Вскоре из-за внутрен-ней борьбы за власть П. распадается на различные направления, некото-рые из которых сохранились в кон-тексте консервативного протестантизма до нашего времени. П. своим иррационализмом и адогматизмом оказал значительное влияние не только на историю протестантизма, но и на развитие философии в Германии, особенно на классическую филосо-фию (Кант — вопрос о возможности метафизики, Шеллинг — бескорыстное созерцание эстетического и др.) и на философию жизни (возврат к жизни и чувству человека, к его реальному опыту от отвлеченных понятий и метафизических постулатов). Влияние П. испытали также Гердер, Но- валис, Гёте, Шлейермахер и др.о. Сергий Лепин
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джо- ванни — см. ФЛОРЕНТИЙСКИЕ ПЛАТОНИКИ.
ПИРРОН (ок. 360 —ок. 270 до н. э.) — древнегреческий философ из Элиды (Пелопоннес). Верховный жрец Эли-ды. Один из основателей античного скептицизма и автор словоформы "ака- талепсия" (осознание собственного незнания). Важнейшим источником для возможной реконструкции взгля-дов П. традиционно полагаются "Пирроновы положения" Секста Эмпирика, в значительной степени основанные на записях ученика П. —
Тимона (320—230 до н. э.). По мнению П., "в силу примесей наши чувства не воспринимают точной сущности внешних предметов. Но не воспри-нимает их также и разум, главным образом потому, что ошибаются его руководители — чувства; кроме то-го, может быть, и сам он производит какую-нибудь присущую ему при-месь к тому, что ему сообщают чувства". Согласно П., "мудрость и знание не являются делом человеческим, и искать их надо только у богов". Су-ществование всего различного и раз-нообразного обусловливается произ-вольными человеческими обычаями и установлениями. Недоступность вещей нашему познанию делает един-ственно правильным метод воздер-жания от суждений: по П., "текучесть и непрерывная качественная неустойчивость вещей ведут к их нечеткой же различимости в восприя-тии, а потому и невозможности су-дить о них с точки зрения категорий "истины" и "лжи".
Так что лучше всего — воздерживаться от одно-значно-определенных утверждений и пребывать в невозмутимости духа и полной свободе суждений". П. ут-верждал (см. Адиафора), что ничто не является ни прекрасным, ни бе-зобразным; ни справедливым, ни несправедливым, — ибо все в себе одинаково и в действительности ни в чем ничего не существует ("ничуть не более это, чем то"). Творчество П. индоктринировало в интеллектуальную культуру Европы понятие "пир- ронизма" или "искусства обсуждать все вопросы, всегда приходя к воз-держанию от суждений" (по Бейлю). Как отмечал Паскаль, "...люди не удивляются немощи своего разумения. Они серьезнейшим образом следуют всем заведенным обычаям, и вовсе не потому, что полезно повино-ваться общепринятому, а потому, что твердо убеждены в правильности и справедливости своих действий. Ежечасно попадая впросак, они с за-бавным смирением винят в этом себя, а не те житейские правила, по-стижением которых так хвалятся. Этих людей очень много, они слыхом не слыхивали о пирронизме, но слу-жат вящей его славе, являя собой пример человеческой способности к самым бессмысленным заблуждениям: они ведь даже и не подозревают, насколько естественна и неизбежна эта немощь их разумения, — напро-тив, неколебимо уверены в своей врожденной мудрости". Три веду-щих вопроса философии П. — "Как устроены вещи? Как мы должны к ним относиться? Какую пользу при-носит правильное обращение с вещами?" — были, как известно, впослед-ствии воспроизведены Кантом: "Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться?".А. А. Грицанов ПИРС (Pierce) Чарлз Сандерс (1839— 1914) — американский философ, логик, математик, "отец научной философии США". Профессор в Кембридже, Бал- тиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877). Ввел в философию понятие "прагматизм" (а также и "прагматицизм", что не привилось) как обозначение нового философского направления. Основные сочинения: "Как сделать наши мысли ясными" (1878), "Фиксация веры" (1877), "Исследования по логике" (1883) и др.
В 1931 — 1958 было издано 8-томное собрание сочинений П. Познание, по мнению П., неинтуитивно по собственной природе: из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения. Реконструируя те пути и процедуры, которые ведут от сомнения к вере, П. вычленяет 4 метода фиксации верований как таковых: а) слепой приверженности, б) авторитета, в) априорный, г) научный. Демонстрируя ненадежность трех первых, П. постулирует, что единственным кор-ректным методом в этом контексте правомерно считать научный. П. от-метил, что любое научное верование уязвимо для критики ("фаллибель- но") — нет допущений либо гипотез, не подлежащих проверке и, в случае необходимости, опровержению. При-ближение к истине, по П., это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствование гипотез, обновление результатов. Эволюция же науки являет собой "кумулятивно-конвер-гирующий" процесс первоначального формирования общей структуры отношений между изучаемыми феноменами вкупе с дальнейшей "кумуля-цией" уточнения численных значений тех параметров, которые характеризуют эту структуру. Традиционные типы рассуждения П. подразделил на дедукцию, индукцию, а также то, что было им обозначено как "абдук-ция" (попытка синтезировать первую и вторую по схеме: 1) наблюдается необычный факт С; 2) если А истин-но, то С естественно; 3) есть, таким образом, основание предполагать, что А истинно). В соответствии со своей трехзвенной схемой "индукция — дедукция — абдукция", П. подразделил основные категории на три фундаментальных класса, "модуса бытия" или "Идеи": "первично-сти" (firstness), "вторичности" (sec- ondness) и "третичности" (thirdness). "Первичность" у П. — понятие бытия или существования, не зависимого ни от чего другого, "чистое при-сутствие феномена", свободное от апплицированных концептуальных схем. Встреча свободно играющего творческого духа с действительнос-тью порождает самые разнообразные "качества в возможности", "идеаль-ные проекты" реальности, некие чистые формы. "Вторичность" — факт сам по себе как данность ("весомо, грубо, зримо"), воспринимаемый и понимаемый исключительно через "отношение к": факт, осуществляющий экспансию в реальности в состо- янии неизбывного противостояния, борьбы, оппозиции, соотнесенности с иной реальностью. Свободной игре духа противодействует "сопротивление действительности", устойчивость и постоянство наших восприятий. "Третичность" же, согласно П., это интеллигибельное измерение (ипостась) реальности, царство универсалий, законов, сущностей, упорядочи-вающих и организующих (в частности, через процедуры верификации) любые множества. Трактуя их в совокупности как динамические фунда-ментальные характеристики объекта ("phaneron"), П. вводит в оборот понятие "фанероскопия", занимающее центральное место в процедурах выявления универсальных и значимых характеристик какого-либо опыта или высказывания. Космология П. базировалась на его убеждении, что "все стремится обрести привычное устройство" вопреки капризам при-роды. Данное положение конституировалось в принцип "тихизма" (греч. tyche — случай). Принцип "синехиз- ма" (греч. syneches — непрерывный) П. выводил из того, что материальное и духовное начала в своей сопряженности подвержены перманентному структурированию, воспроизведению закономерностей и, таким образом, обретению "законов-привычек". Эволюцию же Вселенной, развитие вещей, становление их субординаций П. объяснял принципом "агапизма" (см. Агапе). Человеческое мышление П. полагал состоящим из знаков, сам человек может быть интерпрети-рован как знак — мышление невозможно вне знаков, ибо оно языковое по природе, а язык — публичен по сути своей. Знаки репрезентируют объект в каком-то его качестве. Ситуация коммуникации поэтому выглядит так: знак (первый компонент) как функция некоего объекта (второго компонента), являющийся в опреде-ленном отношении к толкователю- интерпретатору (третий компонент). Триадическая природа знака обусловила и облик сопряженных семиотических таблиц П. — П. подразделил знаки на "qualisign" (знак сам по себе — знак, обозначающий какое-то качество); "signsign" (могущий выступать репрезентантом всякого объекта); "legisign" (знак — маркер ссылки на некий закон или духовную конвенцию). Трактуя взаимоотно-шения знака и объекта, который он репрезентирует, П. увидел следующие варианты их отношений: знак как иконический образ (например, рису-нок), знак как индекс (сигнал), знак как символ (книга). Связка "знак — толкователь (интерпретатор)" может выглядеть как "Rheme" (неопределенность объекта в утверждении вкупе с определенным предикатом — А есть красное); "Dicisign" (субъект указывает на явление или предмет, предикат же — на качество); "Argument" (любой силлогизм — ряд "Dicisign", следующих друг за другом в соответствии с правилами вывода). Рациональный смысл словоформ (понятие) может быть осмыслено и постигнуто, по П., через выявление возможных последствий его упо-требления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей, т. е. может быть определено посредством фиксации экспериментальных эффектов. Последние же — потенциально сводимы к возможным действиям. По утверж-дению П., "мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета" ("принцип П." или "прагматическая максима"). Речь не шла об одномерном редуцировании истины к "полезности". Истина (как "согласие абстрактного утвержде-ния с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых" или "вера, вызывающая действия, ведущие нас к определенной цели") обрела у П. качество "совершаемости". Прагма- тистски окрашенное неприятие П. субстанциалистского подхода к фиксации логических форм и их значения, ярко проявившееся в его анализе соотношения классического и неклас-сического в философии и логике, наглядно продемонстрировало глубину его миропонимания. П., видимо, одним из первых адекватно оценил философское звучание открытия неевклидовых геометрий: "Небольшая книга Лобачевского "Геометрические исследования" отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспро-вергает аксиомы геометрии. Философские следствия из этого несомненно значительны, и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механистичному, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона". В целом теория П. оказалась достаточно эвристичной и результировалась по-зднее в облике самых разнообразных методологий деятельности.А. А. Грицанов
ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—1868) — русский публицист и литературный критик, популяризатор естественнонаучных теорий (в том числе дарвинизма), по поли-тическим убеждениям принадлежал к революционно-демократическому направлению (хотя и отстаивал в нем особую позицию). Сын помещи-ка Орловской губернии, дворянин. Писал в журналах демократической направленности "Русское слово", "Дело", "Отечественные записки". За радикализм П. был заключен в Пет-ропавловскую крепость на 4 года, выпущен по амнистии. Утонул во время купания в море близ Риги. П. был плодовитым писателем и, несмотря на раннюю гибель, признается глав-ным идеологом русского нигилизма 1860-х (Добролюбов, Чернышевский и др.). Сам П. не любил термин "нигилизм" и называл свою идеологию "реализмом", главной целью которого была эмансипация человека (личности) от традиционных предрассудков, условностей быта, суеверий, религиозных страхов и иллюзий: "Надо эмансипировать человеческую личность от тех разнообразных стеснений, которые на нее налагает робость собственной мысли, авторитет предания, стремление к общему идеалу и весь тот отживший хлам, кото-рый мешает живому человеку свободно дышать и развиваться во все стороны". Просвещение и разум, приобщение к естественно-научному знанию, по П., способны произвести умственную эмансипацию человека через популяризацию материализма (П. был приверженцем материализма К. Фогта, Я. Молешотта, Л. Бюх- нера — см. Вульгарный материализм). Среда, которая создает личность, по мнению П., отбирает у нее свободу путем навязывания понятий долга, страха перед властью, веры в Бога и т. п. Эту среду следует уничтожить: "Что может быть сломано, то и должно быть сломано. Стоит любить то, что выдержит удар. Что разбивается вдребезги, то хлам. В любом случае бей направо и налево. Это не принесет... вреда" ("Схоластика XIX века"). Эту среду, по П., следует заменить условиями для вызревания "мыслящих реалистов", которые являются врагами идеализма, романтизма, религии, чистого искусства, рафини-рованной эстетики (П. утверждал, что "сапоги выше Шекспира", в кон-тексте апологии прагматизма и аске-тизма). "Мыслящий реалист" проповедует культ труда и дела, он прагматик (П. критиковал лень и мечтательность как идеологию тунеядцев и "социальных трутней"), придерживается разумного эгоизма (П. был уверен — параллели с Руссо и Л. Толстым — что человек от природы "добрый эгоист"). Философия П. (хотя он так и не отзывался о своих теориях) доведена до крайностей материализма. В той же "Схоластике XIX века" он признается, что внимания заслуживают только те проблемы и те науки, которые вызываются "непосредст-венной потребностью жизни", связаны с реальными программами человече-ского действия. Идеализм он называл хламом и беспочвенной спекуляцией, диалектику всегда уравнивал со схоластикой: "Что за наука, которая по самой сущности своей недоступна массе? Что за искусство, которого произведениями могут наслаждаться только немногие специалисты?". Его предпочтения были строго на стороне естественно-научного материализма. Впрочем, вульгарный ма-териализм П. иногда доходил до крайностей редукционизма: напри-мер, бурную интеллектуальную дея-тельность 18 в. он считал результатом потребления возбуждающих напитков — чая и кофе. Бердяев называл П. "главным выразителем русского нигилизма". Дополняя Бердяева, можно утверждать, что П. был своеобычным русским изданием Ницше (см., например, у Зеньковского), предвосхитившим многие идеи евро-пейского нигилизма. Полное собрание сочинений П. (пятое издание, 1909—1913) состоит из шести томов. (См. также Нигилизм.)
Д. К. Безнюк
ПИФАГОР Самосский (ок. 570 — ок. 500 до н. э.) — древнегреческий философ из г. Регия (Южная Италия), религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. (П. — не имя, а прозвище. П. — означало по-древнегречески "убеж-дающий речью" и связывается в этимологии с культом Аполлона Пи- фийского.) Ученик Анаксимандра. Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих П. в ка-честве полубога и чудотворца, совер-шенного мудреца и "великого посвя-щенного" во все мистерии (тайные доктрины) греков и варваров. По преданию, П. посетил в своих путешествиях Египет (пробыл там 22 года, по-стигая мудрость у жрецов Гелиополя; с целью быть допущенным к этим знаниям, подверг себя операции об-резания) и Финикию. На 40-м году жизни он поселилился в южноита-лийской колонии г. Кротоне. Там П. основал сообщество своих последователей (около 2 тысяч человек), пред-ставляющее собой одновременно и философско-научную школу, и религиозно-магический союз "посвя-щенных". Сам никогда ничего не писал, ограничиваясь чтением лекций. Из записанных произведений П. из-вестны: "О природе", "О воспитании", "О государстве", "О мире", "О душе" и др. П. впервые назвал Вселенную "космосом" по причине той упорядоченности, которая ему присуща. Он также первый, давший себе название "философ" или "любо-мудр" вместо обычного "мудрец" или просто "сведущий". Скорее все-го это связано с тем, что на место "мудрости" как осведомленности о практической жизни, и в первую очередь о государственных делах, П. предложил поместить более высокий род знания — чистое размышление, т. е. рассмотрение "мудрости" (sophia) как любимого предмета, что впредь и стало именоваться "философией" (phileo — люблю и sophia). В качестве основного принципа всего сущего П. выделял число. По мысли П., "Бог — это число чисел", "числу же все подобно" (последнее было заимствовано у орфиков и аполлоно-дио- нисийских культов). Предположительно в области математики ему принадлежит систематическое вве-дение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямоли-нейных фигур и доказательство "теоремы П.". Также, по всей видимости, им было разработано учение о четных и нечетных числах, об ариф-метических, геометрических и гар-монических пропорциях. "Скандальным" открытием школы П. явилось обнаружение существования "несо-измеримых" (невыразимых посред-ством целого числа) величин: это выявилось в невозможности выражения ни четным, ни нечетным числом длины гипотенузы равнобедренного прямоугольного треугольника, катеты которого равны единице. Тайна отсутствия общей меры между такой гипотенузой и такими катетами (аналогично у диагонали и стороны квадрата), выраженная существованием первого известного в истории иррационального числа(квадратного корня из двух), была открыта учеником П. — Гиппасом из Метапонта. (См. также Античная философия, Гармония сфер.)
А. Н. Шуман
Еще по теме ПИЕТИЗМ:
- ПИЕТИЗМ (лат. pietas - благочестие
- ИСИХАЗМ (греч. hesychia - спокойствие и тишина
- ИСИХАЗМ
- ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. protestans - протестующий
- ПРОТЕСТАНТИЗМ
- ХРИСТИАНСТВО(греч. christos - помазанник, мессия, спаситель
- ХРИСТИАНСТВО
- "МЕРТВОЙ РУКИ" ПРИНЦИП
- КВИЕТИЗМ (лат. quietus - спокойный
- СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость
- БОГ
- КАЛОКАГАТИЯ
- СОФИЯ
- МЕРА
- ТАНТРИЗМ
- Авторы статей
- Указатель имен
- Поздняя философия