<<
>>

Платон III: антропология, этика

43

но и вожделению приходится прислу-шиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель — сдержанность. Эти три добродетели, связанные с соответствующими частями души, ПЛАТОН подчиняет четвертой:

добродетели справедливости (дикайо- сюне).

Она правит душой, когда все ее части должным образом выполняют свои задачи.

Как раз в этой добродетели особенно ярко проявляется склонность греков отож-дествлять добродетель с умеренностью и гармонией.

Эти четыре добродетели еще и сегодня называют кардинальными доброде-телями (лат. cardinalis — главный, основной).

Из разумности царства идей следует не только постулат о примате разума и его конкретизации в кардинальных доброде-телях. Другое следствие первенства интел-лигибельного мира духа — обесценивание всего плотского***. Здесь антропология и этика Платона совпадают с его точкой зрения на познание:

чувственный мир способен давать не ис-тинное познание, но только ненадежное мнение.

С этической точки зрениия также следует стремиться к миру духовному.

Мудрец и здесь и там стремится ускользнуть из темницы телесно-чувственного. Воздаяние, на которое он смеет рассчитывать, во-первых, будет дано в жизни после смерти:

душа человека разумного возвращается в царство чистого духа, а душа неразумного не может воспарить к идеям и подлежит наказанию. Во-вторых, и это главное, награда добродетели заключена в ней самой:

для ПЛАТОНА, понимавшего душу как предназначенную — и по своему происхождению, и по своей природе — к размышлению, не может быть никакой жизни лучше той, что ориентирована на познание.

Таковое возникает как в созерцании идей, так и в стремлении к благу. Но мудрецу надлежит решать и другие — педагогические и политические — задачи. В мифе о пещере это особенно хорошо видно:

хотя созерцающий потрясен красотой идей, ему необходимо воплощать в обычной жизни то, что он созерцал ин- телли ги б ельн о.

И прежде всего — для того, чтобы помочь другим преодолеть трудности восхождения к идеям.

Но и удовольствие не изгоняется из жизни окончательно — до тех пор, пока оно разумно служит целям блага. В "Филебе" ПЛАТОН пишет, что достойная жизнь смешана "из меда удовольствия и трезвой воды разумения".

Правитель-философ Созерцание О 0 идеи блага %}\ \/Р 50-й год GZJ жизни 1 1 Практическая І \ \ деятельность 1 \ \ в государстве 1 1 Отбор 35-й год 1 \ г самых жизни / \ і лучших 30-й год_/ Диалектика \ жизни / \ / Математические \ 20-й год / науки ' жизни / Начальное воспитание: Основы математики Гимнастика Поэзия Музыка Тирания Аристократия

Олигархия

А. Воспитание стражей

В. Круговорот типов государства Индивидуальная душа

Платоновское государство

Типы государства (отражение господствующей в душе способности)

С. Параллель "душа - государство" В "Государстве" и (с вариациями) в "Зако-нах" ПЛАТОН создает модель идеального го-сударства. В них не описываются реаль-ные процессы, хотя затрагиваются и про-блемы конкретной греческой истории. ПЛАТОН здесь, скорее, высказывает свои представления о наилучшей из возможных форм государства.

Стало быть, его учение о государстве ближе всего к утопии. Возникновение государства связано не с тягой людей к построению государствен-ных форм, а

со слабостью отдельных индивидов. От природы будучи наделен лишь немногими способностями, человек вынужден примыкать к другим людям. Следовательно, основа общности — раз-деление труда.

Существенная черта платоновского учения о государстве — постоянное проведение параллели между ним и индивидом: как душа, по ПЛАТОНУ, делится на три части, так и государство состоит из трех сословий:

высшее сословие: заботу о правильном образе жизни всех граждан могут нести только мудрые. Поэтому ПЛАТОН требу-ет, чтобы во главе государства стояли философы (сословие воспитателей).

сословие стражей: на них — забота о внутренней и внешней безопасности го-сударства (сословие воинов).

сословие прочих граждан — ремесленников, дельцов и крестьян, задача которых — обеспечить снабжение государства не-обходимым (сословие кормильцев).

Правители-философы отличаются особой одаренностью, всесторонне совершен-ствующейся в ходе 50-летнего образо-вания.

В их лице мудрость должна объе-диниться с властью. Но особую роль играет

воспитание; для ПЛАТОНА ОНО лежит в основании всей государственной жизни. Поскольку никакая форма государствен-ного устройства не ограничивает правителей, то благо государства зависит исклю-чительно от их усилий, реализуемых через развитие приобретенной мудрости. Такая подготовка предусматривает:

начальное воспитание: музыку, поэзию и гимнастику (до 20 года жизни);

обучение наукам: математике, астрономии, гармонии (в течение 10 лет);

обучение диалектике (философии) (5 лет);

практическую деятельность в государстве (15 лет);

затем они принимают на себя управление государством либо предаются со-зерцательной жизни.

В течение всей жизни они подвергаются строгим испытаниям; в итоге отбираются немногие способные к деятельности пра-вителя-философа.

Поскольку оба высших сословия должны целиком посвятить себя благу общества,

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Платон III: антропология, этика:

  1. Антропология
  2. 4. Философская антропология
  3. АНТРОПОЛОГИЯ
  4. антропологии ДЕКАРТА
  5. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  6. Антропология — активное соприкосновение с контекстом
  7. Натуралистическая антропология, проблема воли и учение об аффектах
  8. Платон IV: учение о государстве
  9. ПЛАТОН
  10. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА
  11. Платону
  12. ПЛАТОН
  13. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ