<<
>>

Платон II: теория познания, диалектика


41 Создав учение об идеях, ПЛАТОН и в теории познания продвинулся дальше, чем его предшественники.

Если элеатам еще приходилось защищать свой самодовлеющий универсум от эмпири-ческих противоречий, то ПЛАТОН смог полностью отказаться от чувственно-восприни-маемого мира как источника познания.

Теоретико-познавательное ядро символа линии (см. выше) сводится к рационализму. Чем выше онтологический статус данного предмета, чем более ценно его познание, тем он достовернее, тем увереннее можно усматривать его источник в уме, а не в наглядном созерцании. ПЛАТОН распределяет указанные в символе линии сферы бытия по таким уровням познания:

"С указанными четырьмя отрезками соотнеси мне те четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени — разум (нбэсис), на второй — рассудок (дианойа), третье место удели вере (пй- стис), а последнее — уподоблению (эй- касйа)" (пер. А.Н. ЕГУНОВА). "Ноэсис" и "дианойа" в качестве собственно познания суть виды познания, максимально независимые от эмпирии, чувственного опыта.

Если СОКРАТ еще делал ставку на индуктивный вывод общего из особенного, то у ПЛАТОНА высшая форма знания ниоткуда не выводима. Идеи невозможно выводить из их конкретных "воплощений" — они усматриваются беспредпосылочно: "Разум (ноэсис) устремляется к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним" (пер. А.Н. ЕГУНОВА). Но тогда откуда душа знает об идеях? В духе своей антропологии (см. с. 43) ПЛАТОН объясняет, что она знает их из своего прежнего, потустороннего существования. Идеи не разрабатываются, а усматриваются — они заново вспоминаются. Всякое знание и научение есть припоминание, или анамнесис:

душа созерцала идеи до своего очередного рождения, но забыла их, войдя в тело.

Самый известный символ ПЛАТОНА, миф о пещере, изображает восхождение к идеям: люди, окованные цепями, сидят всю жизнь в пещере, не в состоянии видеть внешний мир.

Тени от искусственных предметов, отбрасываемые на стены пещеры источником света у них за спиной, они принимают за настоящие предметы.

Анамнесис словно бы выводит кого-то из этих несчастных на свет дня, позволяя

видеть естественные предметы и солнце такими, каковы они в действительности. Тени и предметы внутри пещеры соответствуют при этом чувственному опыту, мир же снаружи — сфере интелли-гибельных, т.е. умопостигаемых, сущно-стей.

Ступени восхождения соответствуют различным сферам из символа линии (рис. А).

Силу, все вновь влекущую людей в сферу истинного бытия, ПЛАТОН называет эро-сом. Он пробуждает в человеке страстное желание отдаться созерцанию идей. В "Пире" эрос описан как философское стремление к красоте познания. Он посредничает между миром чувственного и умопостигаемым миром. В отношениях с окружающими его педагогическая функция (эпимёлейа, забота) проявляется втом, чтобы способствовать им в приобщении к познанию.

Метод, ведущий к этому познанию, ПЛАТОН называет диалектикой. Она для него — квинтэссенция всякого знания об истинном бытии в противоположность физике, занимающейся процессами эмпирического мира.

Дорога к припоминанию идей, по ПЛАТОНУ, открывается в диалоге. Здесь всегда работают с понятиями, выступающими представителями идей. В диалоге идеи должны выявлять свой смысл, а их взаимосвязи — приходить к большей ясности диалектически, без обращения к помощи наглядных пред-ставлений.

Это происходит благодаря применению понятий анализа и синтеза, а также благодаря построению гипотез, которые подвергаются проверке, принимаются или отвергаются. Таким образом, участники платоновских диалогов сознательно занимают противоположные позиции, чтобы проверить тезисы и антитезисы (рис. В).

Диалоги, главным действующим лицом в которых выступает СОКРАТ, составляют львиную долю сочинений ПЛАТОНА. ИХ интерпретация затруднена тем обстоятельством, что отраженное в них учение динамично менялось на протяжении долгого времени.

Да и, помимо этого, ПЛАТОН мог, излагая свои идеи в непринужденной форме диалога, прятаться под маской одного из своих персонажей (чаще всего — СОКРАТА) .

Около 25 диалогов, признанных подлин-ными, охватывают разные темы — от добродетели (большая часть ранних диалогов) и познания (напр. "Менон", "Теэ- тет") вплоть до вопросов общественного устройства ("Государство", "Законы") и натурфилософии ("Тимей").

В. Символ души как упряжки и возничего и основные добродетели

Будучи дуалистом в метафизике*, ПЛАТОН таков же и в антропологии:

тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе подобает господствовать над телом. Из пифагорейских и орфико-культовых источников ПЛАТОН черпает представление о бессмертии души. Его аргументы таковы:

душа — однородная субстанция, что по аналогии приравнивается к непреходящему бытию идей;

подобное познается подобным: раз душа познает чистое бытие (идеи), она подобна ему и имеет тот же источник;

самодвижение души;

диалектический вывод о том, что душа, сущностным признаком которой является жизнь, не может быть причастной ее противоположности — смерти.

ПЛАТОН подытоживает эти аргументы в "Федоне" одним предложением:

"...божественному, бессмертному, умо-постигаемому, единообразному, нераз-ложимому ... в высшей степени подобна наша душа" (пер. С. МАРКИША). С бессмертием связаны предсуществова- ние и посмертное существование души. Она существует до своей земной жизни — так же как и после смерти. В полном согласии с теорией припоминания родина души — сфера ума, божественного, умопостигаемого, а в теле она воплощается вследствие чувственных вожделений. Отныне она заперта в теле, что "подобно болезни". ПЛАТОН выражает это двумя словами:

"сома = сема", т.е. тело (сома) есть могила (сема) души**. Поэтому цэль земной жизни — возвращение души в изначальное состояние: вступает же она в отношения со своим истоком благодаря тому, что отдает власть над собой уму. Саму душу ПЛАТОН делит на три части, причем и здесь отражается его дуалисти-ческая исходная посылка.

Собственно божественное начало души:

разум;

то, что принадлежит к миру чувственного восприятия:

более благородное начало — ярость;

более низкое (поскольку противится разуму) — вожделение.

Это тройственное деление души на разум, ярость и вожделение ПЛАТОН выражает символом упряжки и возничего:

разум — это возничий, ярость — послушный конь, а вожделение — непослушный (рис. В). Каждую из трех частей души ПЛАТОН наделяет добродетелью:

задача разумной части человеческой души — приобретать мудрость; ее добродетель — мудрость; задача яростной части — истово слушаться разума; ее добродетель — мужество;

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Платон II: теория познания, диалектика:

  1. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА
  2. Теория познания
  3. Теория познания
  4. ЛОГИКА . Теория познания
  5. Теория достоверного познания. Определение и доказательство
  6. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ. НАУКА, ИСКУССТВО И ОПЫТ
  7. 3. Истина как цель познания, особенности социального познания
  8. Познание человеческое и познание божественное
  9. Диалектика знания
  10. Диалектика
  11. ДИАЛЕКТИКА
  12. Отрицательная диалектика
  13. «Диалектика» Аристотеля
  14. ДИАЛЕКТИКА
  15. ДИАЛЕКТИКА
  16. Диалектики и антидиалектики
  17. НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА