<<
>>

Платону

(427—347 до н.э.) не только удалось создать систему, которая, отправляясь от сократовской по-становки вопроса, смогла заново осмыс-лить большую часть досократовской фи-лософии, но и воздвигнуть здание мысли, наложившее свою печать на всю духовную сферу Запада как никакое другое.

Так, по А.Н- УАЙТХЕДУ,

всю западную философию можно понять как "примечания к ПЛАТОНУ". Школа, основанная ПЛАТОНОМ ок. 385 г. до н.э., Академия, просуществовала почти 1000 лет. Платонизм особенно пышно расцвел в эпоху поздней античности, когда Плотин дал начало неоплатонизму, и в эпоху итальянского Ренессанса,

Содержание платоновского учения об идеях — предполагаемое царство немате-риальных вечных и неизменных сущностей — идей (греч. эйдос, идёа).

Идеи, по ПЛАТОНУ, суть праобразы реальности, по которым сформированы предметы видимого мира. Эти идеи существуют объективно, т.е. независимо от нашего познания и мышления. Значит, они не возникают благодаря актам нашего сознания, но познаются им. Поэтому позицию ПЛАТОНА называют объективным идеализмом.

Пример: из того, что, несмотря на различный внешний вид насекомого, рыбы и лошади, мы признаем всех этих отдельных тварей животными, можно заключить, что существует один общий праобраз — "животное", общий ДЛЯ всех животных и определяющий их сущностную форму. Такова идея животного, благодаря которой самые различные организмы только и являются животными (рис. А). Согласно (видимо, самому подлинному) объяснению теории двух миров ПЛАТОН исходит из того, что мир преходящего стоит ниже мира неизменных идей. Этот последний и существует поистине, что уже элеаты приписывали бытию. Мир вещественного подчинен миру идей — как в этическом, так и в онтологическом смысле:

он имеет свое бытие лишь по причастности (мётексис) или подражанию (мимесис) миру идей, наделенному соб-ственным бытием.

То же, наряду с теоретико-познаватель-ными и методологическими компонентами, можно видеть из символа линии в платоновском диалоге "Государство". Мир в соответствии с этим символом можно разделить на две области, каждая из ко-торых поделена еще раз надвое: Мир видимого

воспринимаемое косвенно (напр. тени и отражения);

воспринимаемое непосредственно (напр. предметы и живые существа).

Мир доступного лишь духу (умопостигаемый):

Платон Ї: учение об идеях 39

область науки, напр. математики, воз-водящая свой наглядный материал (напр. геометрические фигуры) к умопостига-емому знанию как общему принципу;

царство ucjeu, доступное чистому разуму без всякого наглядного представления (рис. С).

Центральный пункт платоновской философии — идея блага. Благо было основной целью уже сократовской философии, но в более широких рамках платоновского мышления играет роль, далеко выходящую за пределы этики, и, скорее, занимает ключевую теоретик о-познавательную и онтологическую позицию в качестве цели и причины всякого бытия.

Так, благо изображается ПЛАТОНОМ как источник всех идей, лежащий, однако, за их пределами. Лишь от него идеи, а с ними и весь мир, получают свое бытие и свою ценность. Оно придает всему сущему порядок, меру и единство.

"Вопрос же о том, откуда это благо, для ПЛАТОНА — вопрос бессмысленный. Можно спрашивать о том, что стоит за сущим, но не о том, что — за благом" (О. Гигон). В символе солнца (также в "Государстве") ПЛАТОН показывает, что человек в состоянии познавать бытие лишь в свете блага: "Так вот, то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага... Считай, что и позна-ваемые вещи не только могут познаваться лишь благодаря благу, но оно дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно — за пределами существования, превышая его достоинством и силой" (рис. В) (пер. А.Н. ЕГУНОВА). Место блага в сфере умопостигаемого сравнивается с местом солнца в видимой области:

"Солнце дает всему, что мы видим, не только возможность быть видимым, но и рождение, рост, а также питание, хотя само оно не есть становление" (пер.

А.Н. ЕГУНОВА).

Физика ПЛАТОНА изложена в диалоге "Тимей": Материальный мир становления плано-мерно и целесообразно созидается ми- роустроителем — демиургом (телеоло-гия), взирающим при этом на вечный праобраз идей. Поэтому мир в платоновском смысле — это еще и космос, естественная гармония. Еще не оформленный материал, в котором отпечатываются образы идей, ПЛАТОН называет "дехбменон", "восприемлющее". Оно — третье начало, находящееся между бытием и становлением.

Но поскольку неразумная материя участвует в построении мира как одна из его причин, то отпечатки идей в этом мире получаются нечеткими. Солнце 4 х ' / Г - о.-.

Zl.,L__ \ \ Идея блага Природ-ные вещи Идеи Тени природ-ных вещей Математические предметы

а2 + Ь2 = с2 Огонь - Солнце Искус-ствен-ные пред-меты Живые сущес\ / тва ЧУ и предметы Тени искус-ственных Пред-метов ^^^ Образы Уровень подобий Символы солнца и линии А. Миф о пещере

В. Строение платоновского диалога на примере "Критона"

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Платону:

  1. ПЛАТОН
  2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА
  3. ПЛАТОН
  4. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  5. ПЛАТОН.
  6. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕ ПЛАТОНА
  7. Платон IV: учение о государстве
  8. КРИТИКА УЧЕНИЯ ОБ «ИДЕЯХ» В «ПАРМЕНИДЕ» И «СОФИСТЕ» ПЛАТОНА
  9. Жизнь Платона
  10. ГАЛИЛЕЙ И ПЛАТОН