<<
>>

ПЛОТЬ

— понятие парадигмы Другого в границах философии постмо-дернизма, выступившее результатом процедуры интеллектуального "обо-рачивания" (в контексте идеи зер-кальной обратимости мира) понятия "тело" (см.

Тело). Согласно Мерло- Понти, "мое тело" и есть П., которую я впервые замечаю, сталкиваясь с "телом Другого": идея оптического обмена телами позволяет зародиться идее телесной промежуточности, образу П. (см. Кэрролл). (По Сартру, П. — это не тело, П. — это "клеевая прослойка" между двумя телами в результате обмена касаниями: глаз становится взглядом, когда желает П. Другого.) В онтологическом кон-тексте Мерло-Понти полагал, что "плоть не является ни материей, ни духом, ни субстанцией. Необхо-димо, чтобы ее означить, ввести старый термин "элемент", в том смысле, в каком он используется, когда говорят о воде, воздухе, земле и ог-не, так сказать, в смысле chose gen- erale... Плоть именно в этом смысле является "элементом" Бытия". П. в рамках таких интерпретаций поз-волительно интерпретировать как некую "стихию вещи", каъг свое-обычную позицию из рядов номенк-латуры физических сил, — как то, посредством чего и благодаря чему всякая вещь, любое тело и безраз-лично какое событие могут осуще-ствляться и существовать как эта — данная вещь, это — конкретное тело, это — определенное событие.
В рамках подходов "метафизик ландшаф-та" именно состояние мировой П. (см. Плоть мира) обусловливает со-стояние, когда "нейтральная тополо-гия поверхности" начинает обретать особые характеристики в зависимос-ти от тех сил-стихий, которые вопло-щают в себе элементы: П. мира ста-новится вязкой, жесткой... вновь становясь физически ощутимой... Потенциальные среды, которыми она окутывает видимый мир, неожиданно становятся физически определенными. Изначальная присутствуемость — это П. Потенциальная реальность П.
не может быть определена в терминах дали и близи, консистенции и Диффузии, субъекта и объекта, но скорее в терминах топологических: П. как текущая поверхность, безраз-личная к событиям, которые на ней развертываются, — она, естествен-но, не имеет глубины, "материальности", но в нее вписаны все внешние и внутренние горизонты вещей, впи-сано и мое тело, ибо оно регулирует-

Плотъ мира 791

ся в своем актуальном проявлении тем потенциальным полем телесных событий, что создается первоначальным присутствием П. мира. На том уровне, где она проявляется, она все-гда удерживает вместе и друг в друге внутренний и внешний горизонт ак-туального телесного опыта, не дает ему распасться и исчезнуть. Будучи невидимой (по В. А. Подороге), она способна производить видимое. Земля — это П. Другого. (Традиционно предполагается, что именно Другой различает и отделяет элементы и их силы, формируя устойчивые струк-туры жизни, трансформирует элементы стихий (воздух, огонь, небо, ветер) в определенность линейного абриса земли, превращая ее в разно-образные тела, а последние — в объ-екты.) Перво-П. выступают в таком случае "чистые" события мира в ус-ловиях его первозданной абсолют-ной неразличаемости: ландшафтные складки (см. Складка) выравнива-ются, П. трансформируется в "П.-в- себе" (Подорога), она (П.) более не в состоянии актуализировать себя, "во-площать", — виртуальное, не способствуя актуализации, заме-щает его. Внешнее, иное — более удаленное, чем любая Внешность, "складывается", "изгибается" Внут-ренним, более глубоким, чем любая Внутренность, тем самым созидая саму возможность производного и продуктивного отношения между Внутренностью и Внешностью. Именно такое "изгибание" или "сгиб" (описанные в концепции Мерло- Понти — Делёза) и определяют соб-ственно П. (помимо тела и сопря-женных с ним объектов).

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПЛОТЬ:

  1. ПЛОТЬ МИРА
  2. Плоть от плоти
  3. ГЛАВА 11.1 АНАТОМИЯ ЛИДЕРСТВА
  4. ЛАНДШАФТ
  5. АНАХОРЕТЫ (греч. - удалившиеся от мира, отшельники, пустынники
  6. ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория
  7. Заключение
  8. «ОЧИЩЕНИЯ»
  9. КАСАНИЕ
  10. Чудесный кабинет доктора Калигари
  11. АЛЬТРУИЗМ
  12. КОЖА
  13. 1.1. НЕСКОЛЬКО ВВОДНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ
  14. Три составные части брэнда: тело, душа и совесть
  15. Глава 3. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
  16. Резюме — квинтэссенция бизнес-плана
  17. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ