<<
>>

ПЛОТЬ МИРА

(франц. chair du monde) — термин философской сис-темы Мерло-Понти, семантическая определенность которого оформляется на стыке концепций тела, складки и Другого. Согласно Мерло-Понти (работа "Видимое и невидимое"), человек обладает "активно функционирующим телом", наделенным атрибутивным свойством "касаемости-в-себе" (франц.

tangible en soi), которое выступает условием возможности и всякого иного (вовне ориентированного) касания (см. Касание). Последнее тем не менее в любой ситуации прелом-ляется, с одной стороны, как "каса-ние мною предмета", с другой — как "касание предметом меня". Это прелом-ление образует "складку", — и именно посредством таковых складок прочер-чивается контур сенсорного чувствен-но-когнитивного ареала субъекта (ср. у Бахтина: "Внутренней терри-тории у культурной области нет, она вся расположена на границах ...каждый культурный акт существенно живет на границах"). Однако свою информационно-сенсорную значи-мость складка обретает лишь при условии наличия Другого, конституи- рующегося в философии Мерло-Понти, в свою очередь, в качестве "склад- ки-в-себе": "Другой является условием различения...
структур знания и восприятия, складкой-в-себе, тем первоначальным разрывом в струк-туре бытия, который сплетает между собой разорванное". Именно посредст-вом Другого как "ты" — в отличие от фактически не выделенного из пред-метного ряда "он" (ср. с идеей Рикёра о невключенности "он" в коммуникативное пространство) — и конституируется в концепции Мерло-Понти субъект, открытый для сенсорного опыта (ср. у Марселя: "телесность как пограничная зона между быть и иметь"). Собственно, и само обладание телом как "касанием-в-себе", по Мерло-Понти, обеспечивается для субъекта "благодаря тому, что Дру-гой открывает нам наше потенциальное тело, виртуально непрерывно сгибая первое во второе, соединяя их складкой". Свершающееся в виртуаль-ном пространстве внепространствен- ной складки "сплетение разорванного", делающее возможной целостность сенсорного опыта, обеспечивается за счет заполнения пустот разрывов П.
М., понятой как "изначальная при- сутствуемость" (франц. nerprasentier- barkeit). Сама будучи "невидимой", т. е. не обретая онтологически арти-кулированной определенности (и, соот-ветственно, не обладая сенсорно значимым модусом существования), П. М. тем не менее "делает другое видимым" и, таким образом, выступает фундаментальным условием возмож-ности "видимого". Согласно установке Мерло-Понти, чтобы обозначить П. М., "необходимо ввести старый термин "элемент" в том смысле, в каком он используется, когда говорят о воде, воздухе, земле, огне... Плоть именно в этом смысле является эле-ментом бытия". При очевидных кон-нотациях, возникающих в данном контексте в связи с ретроспекцией архаичных (магия касания в "доис-торических" культурах и трактовка "мана" в качестве своего рода сенсор-ного флюида) и классических (транс-цендентность абсолютного Бытия в философских онтологиях) традиций, семантика понятия П. М. конституируется у Мерло-Понти вне устоявшегося горизонта онтолого-метафизических концепций. — П. М., по Мерл<5-Пон- ти, будучи "стихией стихий", вместе с тем "не является ни материей, ни духом, ни субстанцией". Таким образом, термин "П. М." располагается принципиально за рамками катего-риальных структур, фундированных радикальной оппозицией духа и плоти. По оценке Делёза, "именно Мер- ло-Понти показал нам, как ради-кальная "вертикальная" видимость складывалась в Само-видение, и с этой точки зрения сделал возможным го-ризонтальное отношение между видением и видимым".

М. А. Можейко, А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПЛОТЬ МИРА:

  1. ПЛОТЬ
  2. Плоть от плоти
  3. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  4. МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  5. Генезис мира
  6. ОЩУЩЕНИЕ МИРА И ПОКОЯ
  7. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  8. Познаваемость мира
  9. 62. Правовая охрана животного мира
  10. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА