ПЛОТИН
(Plotinos) (204/205— 269/270) — древнегреческий фило-соф, основатель неоплатонизма. Ро-дился в Ликополе (Египет). До 28 лет П. не находил ни учителя, ни учения, которые удовлетворили бы его и отвечали бы его устремлениям.
В Александрии встретился с Аммонием Саккасом и, став вместе с Оригеном и Герением его учеником, проучился так 11 лет. В 39 лет сопровождал им-ператора Гордиана в Персию, чтобы познакомиться с философией персов и индийцев. После смерти учителя основал свою школу в Риме (244). 10 лет преподавал философию в устных беседах. При поддержке импе-ратора Галлиена пытался создать город философов — Платонополь. За 10 лет до смерти стал письменно излагать свои взгляды. Его труды обобщил и систематизировал Пор- фирий в 54 трактатах — 6 "энеад" (девяток). Главные элементы философии П. — квинтэссенция мировоз-зренческих идей Платона, Аристотеля, неопифагорейцев и стоиков, возможно и индуизма. П. исходил из идеи "Единого", которое, выступая как первосущность, не является ни разу-мом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия, по П., проходит от Единого, по ступеням Его нисхождения и до материи — низшей границы. Космос находится в постоянном вращении и смене ступеней бытия и в то же время Универсум П. остается ста-тичным, ибо Единое "сияет в своей сверхпрекрасной благости". Над всем существует единая Первосущность, Благо. Это совершенное Первонача-ло, сверхчувственное и сверхмыслимое и является Неизреченным. Это Единое есть абсолютное Благо, не ог- раниченное ничем и, следовательно, способное изливаться и нисходить без всяких внешних причин. Как "источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не по- темняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха", так Единое изливает себя, не теряя своей Полноты, неизменно пребывая в себе. Вторая ипостась — Ум ("нус") — рождается как следствие истечения (эманация) или излучения (радиация) Единого. По-рожденные Умом мысли, идеи, обра-зы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом. П. использует неопифаго-рейское учение о"двоице", первом различии и "дерзости", ставшей причиной перехода единого во мно-жество. Ум "дерзнул" отпасть от Единого, Душа — от Ума. Третья ипостась — Мировая Душа ("псю- хе") — следствие нисхождения Ума, и она уже не мыслит себя как при-надлежность к Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира. Существуют, по П., два вида души: высшая и низшая. Низшая есть природа и обращена к материи (плотности и темноте). Высшая рождается от богов и бес-плотных звездных духов; низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов. По мере сгущения материи Божественное начало все более оку-тывается оболочками природы и от-тесняется от Единого. Как свет и тепло ослабевают по мере удаления от источника и исчезают в совершен-ном мраке и холоде, так эманации Божественной силы через ум и душу постепенно ослабевают в природе, пока не доходят до полного "замер-зания" в материи, лишенной истины и блага и поэтому являющейся несущим и злом. Мир преображается и возвращается к Божественному со-знательными усилиями ума и души. Во-первых, это возможно эстетичес-ки, когда душа (низшая и высшая) приобщаются к Красоте, которая проникнута идеальным смыслом. Во-вторых, в нравственной жизни, молитвенном труде, аскетическом подвиге происходит обожествление человека. П. выделяет следующие шаги этого пути: 1) возвышение над чувственностью и бесстрастное, бес-корыстное отношение к ней как к предмету познания, а не вожделения; 2) отвлеченное мышление (матема-тическое); 3) более высокий духовный подъем достигается любовью к Прекрасному (платоновский Эрос); 4) еще выше поднимает чистое умозрение (диалектика идей); 5) последний шаг есть восхищение (экстаз), в котором дух становится простым и единым с Божеством, сливаясь и совпадая с Ним. П. признавал доктрину перевоплощения, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал основы мистической прак-тики, пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Широкое проникновение идей П. в европейскую культуру происходит через Макробия и особенно Августина. Прямое знакомство с философи-ей П. происходит в 15 в. благодаря латинским переводам Марсилио Фи- чино (1492). Под влиянием П. нахо-дился Бруно. Особый интерес к П. отмечался у Беркли, Канта, Гегеля, Шеллинга.В. В.Лобач
Еще по теме ПЛОТИН:
- ПЛОТИН
- «ЖИЗНЬ ПЛОТИНА
- Плотин (ок. 205 — ок. 269), греческий философ
- ПОРФИРИЙ
- НЕОПЛАТОНИЗМ
- Материя
- Учение о знании
- Неоплатонизм
- ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА В IV И V ВВ. Н. Э. СИРИЙСКАЯ ШКОЛА
- Скептицизм
- МОДЕЛЬ
- Душа человека
- СОДЕРЖАНИЕ
- 64. ДИВЕРСИЯ
- Исходные понятия
- Про порождение разнообразий
- НЕОПЛАТОНИЗМ
- Генезис мира
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center