<<
>>

ПЛЮРАЛИЗМ

(лат. pluralis — множественный) — философско-ми- ровоззренческая позиция, утверж-дающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга.

П. проявляется в онтологии, гно-сеологии, социологии, этике, аксио-логии и т. д. П. — это не столько признание необходимости множест-ва мнений и их борьбы,сколько от-ражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демо-- кратически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот сис-тематизатором и популяризатором философии Лейбница Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-фи- лософский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., вы-двигая на первый план то первое, то второе.
Так, философия рубежа 19—20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда сле-дует отнесли такие направления, как материализм, абсолютный идеа-лизм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме и прагматизме, согласно которым каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксио-логии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одно-временное существование и конку-ренцию различных теорий, картин мира и т. д.; в социологии и полито-логии П. представлен в теории фак-торов, идее П. демократии и т. п. Общественные системы, базирую-щиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-моно-литных, так как в первых сталкива-ются разные точки зрения, соревну-ются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот.
Однако такая система требует государственной и общест-венной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставля-ющей возможность деятельности меньшинства. Для того чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп лю-дей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и кри-тиковать, не опасаясь преследований. В современной философии данный тематизм осмысливается в контекс-те движения социального времени, переводящего П. в пространство ин-терпретаций терминов прагматизма, а также транслируется в контекст социального пространства, в границах которого П. предполагает сосу-ществование принципиально разно-качественных сущностей. (См. также Идеология, Монизм, Дуализм.)

Л. С.Дудинский

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Пет-рович (1827—1907) — русский мыс-литель, социолог, правовед, госу-дарственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода (1880—1905). Основные сочинения: "Исторические исследования и статьи" (1876), "Ле- Пле" (1893), "Победа, победившая мир" (1895), "Курс гражданского пра-ва" (1896) и др. Уделом философии и науки П. полагал конструирование вероятностных предположений, не могущих содержать безусловного знания. Жизнь и познание, согласно П., целостно-синкретичны, для них особо значимы непосредственные пе-реживания и волеизъявления. Истина, по мысли П., располагается за пределами разума: только религиоз-ная вера, которую "народ чует душой", способна предлагать абсолютную ис-тину. П. выступал выразителем ох-ранительной политики Российского государства, противопоставлявшей народническому революционному движению «охранение» нравственных и религиозных начал русского народа. Эта политика апеллировала прежде всего к «простому» русскому народу, видя в нем носителя "чистой" православной веры. П. настаивал на нераздельности церкви и го-сударства, уподобляя их единство отношениям тела (государство) и ду-ши (церковь). Деятельность П. была направлена прежде всего на сохране-ние обрядов и преданий русской церкви.

Он считал, что лучше сохранить и суеверие, чем разрушить общест-венные устои. В полулегендарных преданиях и восходящих к магичес-кому сознанию суевериях П. видел «душу русского народа», которая всегда сохраняет верность правосла-вию. Подобно Канту, Дюркгейму, Спенсеру, П. находил в «религиозных верованиях» прежде всего консоли-дирующую силу, обеспечивающую единство общества. (Среди множест-ва популярных изданий, преследо-вавших цель «умеренного» просве-щения русского народа, П. печатает и работы Спенсера — «Московский сборник», 1896. При этом по иници-ативе П. была ужесточена цензура и закрыты многие издания, в том числе "Отечественные записки".) С Достоевским П. сближает именно вера в русский «народ-богоносец». Но если для Достоевского эта вера имеет ярко выраженную эсхатологическую окрашенность, то П. верит прежде всего в консерватизм русского народа, способный сохранить не-зыблемость самодержавного россий-ского господства. Именно благодаря П. широко праздновались 1000-ле- тие памяти святых Кирилла и Мефо- дия (1885) и 900-летие принятия христианства на Руси (1888). Поч-венничество П. также порождено ис-торическим страхом, боязнью исто- рических перемен. Состоя в переписке со славянофилами, П. из их рас-суждений опять-таки извлекал только консервативное начало, которое можно было приложить к «охране-нию» веры и государства. Охранение православия в деятельности П. до-ходило до того, что свобода даже бо-гословской мысли резко ограничивалась. Им требовалось написание таких богословских сочинений, в которых бы давались однозначные формули-ровки, не вызывающие встречных вопросов. Предпочтение отдавалось нравственно-назидательным сочине-ниям. Во время оберпрокурорства П. было резко сокращено количество мест в Духовных академиях, одно-временно с этим им были учреждены церковно-приходские школы, которые, по мнению их организатора, должны были стать первой и последней ступенью образования для простого народа. П. пытался запретить епархиальные съезды как орган цер-ковного самоуправления, но этому воспротивились архиереи.
Свои со-чинения П. издавал без имени, носили они в основном назидательный характер. Вопреки крайнему реак- ционерству П., время его обер-про- курорства стало временем расцвета богословской мысли (св. Игнатий (Брянчанинов), св. Феофан (Говоров), Болотов, Несмелов, Тареев др.). Именно в годы правления П. начался русский религиозный ренессанс, давший целую плеяду блестящих религиоз-ных философов. В своих взглядах на церковь П. сходился с Ф. Прокопо- вичем (1681 —1736), первым обер- прокурором при Святейшем Синоде. И тот и другой считали главным делом Церкви укрепление российской государственности. Но то, что Про- копович считал в Церкви злом — суеверие, обрядоверие, П. считал выражением «живой души народа», стихийной полуязыческой силы, привязывающей русского человека к земле и через то служившей опло-том государству. По мысли Флоров- ского, П. "всего меньше был человеком непосредственным или наивным. Всего меньше сам он жил инстинк-том. Сам он весь насквозь отвлечен-ность. Это был человек острого и надменного ума, "нигилистического по природе", как о нем говорил Витте. Это был безочарованный скептик. И в самом себе он ощущал весь этот холод отвлеченной мысли. От ней он ищет противоядия в народной простоте. От собственной без- бытности он хочет укрыться в быте, вернуться к "почве"...". Реальная значимость деятельности П. в деле конституирования официальной ох-ранительной идеологии Российского государства рубежа 19—20 вв. может быть оценена как попытка осу-ществления позитивной программы минимизации социально-политического экстремизма посредством мень-шего зла — культивации одномерного обскурантизма и утопически-кон-сервативных иллюзий.

А. А. Грицанов, И. А. Воробьева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПЛЮРАЛИЗМ:

  1. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный
  2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  3. 71. ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ИПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
  4. ДЕМОКРАТИЯ (греч. demokratia - власть народа)
  5. 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
  6. 35. Плюралистическая демократия: обзор концепций
  7. § 4. Социальная природа российского конституционного права
  8. КОМФОРТАБЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
  9. НОНСЕЛЕКЦИИ ПРИНЦИП
  10. ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист
  11. § 2. Конституция
  12. ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950)
  13. ЛОГОМАХИЯ
  14. 10. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
  15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  16. 9. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РФ