<<
>>

ПОЛИТИКА

(греч. politikci — госу-дарственные и общественные дела) — сфера деятельности, связанная с рас-пределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. П.

как особая форма социальной деятельности возникает вместе с государством и той иерархической системой власти, которая призвана обеспечить в обществе гражданский порядок на основе четкого разграничения отношений господства и под-чинения. Государство, возвысившись над обществом в качестве органа легитимной власти,способной противостоять внешней агрессии и заставлять всех граждан соблюдать законы и не нарушать норм общественной морали, обрело таким образом спе-цифический вид деятельности — П. В античной Греции основной формой социально-экономической и политической организации общества был полис (polis) или город-государство. Государственные и общественные дела в полисе назывались "П.". В "Диалогах" Платон приводит взгляд Сократа на П. как на "искусство управления людьми". Позднее Аристотель видел задачу П. в обеспечении "высшего блага" граждан полиса.
Согласно Аристотелю, П. должна выполнять нравственно-воспитательную роль и содействовать государству в достижении общего блага и справед-ливости. Понятие справедливости у него связано с представлением о го-сударстве и праве, которое является "мерилом справедливости" и "регулирующей нормой политического общения". Государство у Аристотеля является "своего рода общением... Это общение и называется государством или общением политическим". С одной стороны, П. мыслится Арис-тотелем как наука, которая должна исследовать наилучший вид госу-дарственного устройства (politeia); с другой стороны, П. — это разумное государственное управление во имя всеобщего блага, направленное на обуздание политическими средствами неподвластных индивидам страстей. Искусство познания справедливости свойственно, по Аристотелю, лишь одаренным личностям, которые превосходят своих сограждан умом, добродетелями и моральными качествами и поэтому вправе управлять государством.
В Древнем Китае Конфуций обосновал этико-полити- ческое учение, согласно которому идеальный по своим взглядам правитель добр и справедлив к народу и почтителен к старшим. Важное место в его учении занимает закон об идеальных отношениях между людьми в семье, государстве и обще-стве. Конфуций был сторонником строгого и иерархического разделения обязанностей между членами общества, образцом которого является семья. Правительство должно быть правительством, а подданные — подданными, отец — отцом, а сын — сыном. Таким образом, идеальный правитель в государстве является отцом для своих подданных и заботится об их благосостоянии. Другое направление политической мысли Древнего Китая — "легизм" — развивалось в борьбе с ранним кон-фуцианством. Легисты разводили П. и мораль, считая их несовместимыми. Правителю достаточно хорошо знать психологию людей и в своем правлении сочетать методы поощрения и наказания своих подданных. Государство не обязано блюсти инте-ресы подданных, а народ для правителя является средством достижения политических целей (укрепление личной власти и завоевание чужих земель). Чем слабее и бесправнее народ, тем сильнее государство. В эпоху средневековья в Европе на развитие политической мысли оказало существенное влияние учение Августина о "двух градах": "Божьем" и "земном". В "земном граде", т. е. челове-ческом обществе, господствуют по-роки, насилие и разврат, поэтому спасение человека лежит через при-общение к "граду Божьему". Фома Аквинский признавал Божественную природу государственной власти и считал, что она должна подчиняться духовной. Поэтому П. государства, по Аквинату, должна строиться на положениях религии. Крупнейшим политическим мыслителем и политическим деятелем в позднее средневековье в Европе стал Макиа-велли. Его произведение "Государь" представляет собой взгляд на нового правителя, цель которого заключа-ется в создании мощного единого национального государства. Макиа-велли стремится осмыслить деятель-ность государя сквозь призму моральных норм в раздробленной на части феодальной Италии.
Однако ряд его высказываний о моральных качествах государя, необходимых для сохранения власти и укрепления его авторитета у подданных, многими до сих пор понимаются в прямом смысле. Он прекрасно знал, что в любом человеке присутствуют и дур-ные и добрые стороны: жесткость и милосердие, честность и вероломство, смелость и трусость и т. д. Поэтому идеальный государь должен сочетать в себе все лучшие качества.

Вместе с тем в его поведении обяза-тельно должны присутствовать хит-рость и сила, которые позволят ему сохранить жизнь и'благосклонность подданных. Государь обязан действовать исходя из обстоятельств: "Ра-зумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его инте-ресам и если отпали причины, побудившие дать обещание. Такой совет был бы недостоин, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слово не держат, поэтому и ты должен поступать так же". Заслугой Макиавелли было выделение П. в самостоятельную науку. П., по Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать доминирующее положение в мировоззрении. В 20 в. представители различных направлений социаль-ной науки (социологии, философии, психологии и др.) пытались осмыслить феномен П. "Политика", — писал М. Вебер, — означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно в себе за-ключает." Поэтому, кто занимается П., тот стремится к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой". Юнг полагал, что П. возникает на этапе развития коллективного бессознательного и индивидуальной психики как вид сознательного конфликта и сознательной гармонии. Условиями ее возникновения являются само-сознание группы и ее сознательное отделение от другой группы (на основе разделения тотемов и табу), осознание себя в качестве члена опре-деленной группы, различие между правителями и управляемыми, при-знание законной власти, сознательное использование силы и системы нормативных требований.

В совре-менных политических теориях П. также связывается с отношениями по поводу власти. Так, Бюрдо считает политическим "любой факт, действие или ситуацию, если они выражают существующие в социальной группе отношения власти и подчинения для достижения общей цели". Д. Истон, Арон, Р. Далл рассматри-вают П. в контексте политической системы как средство реализации властных решений. Таким образом, всякая власть отражает характер социально-политических отношений, складывающихся между власть иму-щими и подданными. Поэтому П. как средство осуществления власт-ных решений зависит от формы го-сударственной власти. В ней находят свое отражение политические взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и на-циональные ценности, характерные для существующей системы власти.

Соответственно П., в зависимости от формы и методов осуществления власти, может быть авторитарной и демократической. П. как особый вид государственной деятельности формируется и осуществляется соот-ветствующими государственными структурами (парламент, президент, премьер-министр и т. д.). Нельзя отрицать влияния на государственную П. индивидуально-психологических, моральных и волевых качеств главы государства, его политических взглядов и подходов к решению социально-экономических проблем, так же как и различного отношения к П. со стороны политических партий, движений, групп, индивидов и об-щества в целом. В совокупности вза-имодействие всех названных выше субъектов политических отношений по оказанию влияния на принимаемые властью решения и их выполне-ние и представляет собой реальный политический процесс. П. государ-ства подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя П. представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений и направлена на решение внешнепо-литических проблем. Особенностью современного политического разви-тия является расширение взаимного сотрудничества государств с целью решения политических, экономических, экологических и других проблем глобального характера.

Процесс экономической интеграции госу-дарств Западной Европы свидетель-ствует о координации их усилий в области работы экономической, фи-нансовой, миграционной и иных видов П., призванных содействовать устойчивому экономическому развитию и повышению уровня и качества жизни населения. Таким образом, внешняя П. является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего раз-вития. Внутренняя П. включает в себя ряд направлений деятельности госу-дарства по организации и регулированию общественных отношений в экономике, социальной и культур-ной сферах, в науке и т. д. Эти виды деятельности также могут быть оха-рактеризованы как П.

В. С. Тарасов

ПОЛИТЦЕР (Politzer) Жорж (1903— 1942) — французский философ и психолог. Родился в Венгрии. Работал во Франции. С юношеских лет увлекался марксистской философией. Предложил неортодоксальное понимание философии Канта как основы учения Маркса о пролетарской революции. В начале творческого пути был также сторонником учения Фрейда и утверждал, что между методом психоанализа и марксистским мето-дом не существует никакого проти-воречия. В 1924 выступил в защиту психоанализа и особенно подчеркнул его философский и социологический статус. В 1930-х был одним из сооснователей Рабочего университе-та в Париже, в котором в 1935—1936 читал курс лекций по марксистской философии для активистов Фран-цузской Коммунистической партии. Был одним из ведущих идеологов и теоретиков этой партии и членом ее Центрального Комитета. В 1933 опубликовал статью «Психоанализ и марксизм: двоедушный контрреволюционер "фрейдомарксизм"», в которой критиковал различные версии фрейдомарксизма. В конце 1930-х неоднократно выступал с критикой психоанализа и фрейдизма.В 1939 (вскоре после смерти Фрейда) опубликовал программную статью "Конец психоанализа", в которой ут-верждал, что психоанализ потерпел крушение. Провозгласил вступле-ние психоанализа в период "схолас-тического упадка" и предсказал ему судьбу френологии и гипнотизма. Выдвинул идею создания "конкретной психологии", предметом которой должна быть "жизненная драма" (реальная жизнь людей), в особенности ее смысловая и деятельностная стороны.

В 1929 основал журнал "Обозрение конкретной психологии". В конце 1930-х — начале 1940-х опубликовал серию актуальных работ по критике теории и практики национал-социализма. С началом нацистской оккупации Франции (1940) работал в подполье. Написал и подпольно опубликовал ряд работ. Был активным участником Сопро-тивления. В 1942 был арестован ви- шистскими властями и выдан ими нацистским оккупантам. Расстре-лян в мае 1942. Автор книг: "Конец философского парада: бергсонизм" (1929), "Основные проблемы совре-менной философии" (1938) и других работ.

В. И. Овчаренко

ПОМЕРАНЦ Григорий Соломоно-вич (р. 1918) — российский философ, культуролог, писатель. Участник Великой Отечественной войны. С 1949 по 1953 — в ГУЛАГе. В советских изданиях его публикации с 1976 по 1987 были запрещены. Занимался правозащитной деятельностью. Печатался за границей: "Нео-публикованное" (1972, Мюнхен), "Сны земли" (1984, Париж), "От-крытость бездне. Этюды о Достоев-ском" (1989, Нью-Йорк), статьи в журнале "Синтаксис". Автор работ по истории русской культуры 19— 20 вв., культуры Востока, философии истории и религии. Основные работы, вышедшие в России: "Открытость бездне. Встречи с Достоев-ским" (1990), "Лекции по философии истории" (1993), "Собирание себя" (1993), "Великие религии мира" (1995, в соавторстве с 3. А. Мир- киной), "Выход из транса" (1995) и др. Рассматривая уровни бытия — рационального (особи) и бессознательного (рода), — П. ставит вопрос о возможности сохранения целого вне фиксированных традиций и зримых знаков. Необходимый разговор, в котором может быть найдено единство, — это разговор об иерархии. Подлинная свобода — это свобода иерархически высшего, свобода бес-конечного, "необусловленного" внутри нас, это Божья воля, ставшая внутренней волей. Нет разрыва верха и низа в культуре, но лишь ступени иерархии, отображающиеся в структуре личности. Возрастание сложности, по П., опрокидывает классическую эстетику, сложность не уравновешена поиском самотож-дественности, нравственной и эсте-тической простоты, безусловных норм в текучей жизни. Общий план истории, ранее измерявшийся вечностью, заменен прогрессом — раз-витием, которое не гарантирует добра и угрожает целому. Восстановлением чувства целого, по мысли П., были мировые религии. Все великие религии вдохновлены единым импульсом и внутренне равноценны, обособленное существование различных культур проблематично в еди-ном информационном пространстве. Отсюда следует не требование уни-фикации языка культур, а обращение к диалогу. Диалог реален в мире отношений, необходимо личных, необходимо перекликающихся друг с другом, складывающихся в хоровод структурой, в которой явленные, положительные образы вращаются вокруг незримого центра. Целостность хоровода — образ незримого единства, когда "все во мне и я во всем" и ни на миг нет разницы между уровнями духовности; позже иерархия рождается заново изнутри и становится неопровержимым лич-ным опытом. Прошлому, согласно П., принадлежит конкретная форма примитивного диалога внутри куль-тур, диалог между культурами на-чинается с формирования субэку- мен (аналог "культурных кругов" Шпенглера, "цивилизаций" Тойнби, "коалиций культур" Леви-Строса, но с акцентированием преемственности). Субэкумена — завершенная попытка наднациональной культуры, устойчивой коалиции культур, выработавшей самостоятельную фи-лософию или мировую религию (средиземноморской, индийской и китайской). Каждая субэкумена рас-сматривается П. как социальный организм со своими особенностями со-циальной стратификации, иерархии статусов и символической реальности. Теория субэкумен сосредота-чивается на процессе накопления знания, передаваемого от цивилизации к цивилизации, и на процессах культурного обучения. Время, которое называют "посленовым" (post-modern), оказалось временем общего кризиса субэкумен. Процесс синтеза культурных начал продолжается в стыковых культурах (Восток, Африка, Россия), различающихся по преобладанию стабильности и ди-намизма.

Д. М. Булынко, С. А. Радионова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПОЛИТИКА:

  1. ПОЛИТИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЦЕН (ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
  2. 14-6. Смешанная политика(кредитная и фискальная политика
  3. 6. ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  4. 10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)
  5. 7.5. НАЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
  6. ПОЛИТИКА
  7. 4. Банковская политика
  8. Политика ЦБ РФ
  9. 6. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
  10. Глава 9.Учетная политика
  11. Глава 27. АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
  12. Глава 58. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА
  13. Тема 46. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
  14. Политика и нравственность
  15. БАЛАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
  16. ФИРМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
  17. 9.2. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
  18. II. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
  19. Глава 3 Товарная политика предприятия