<<
>>

ПОНЯТИЕ


— мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредст-вом указания на их общий и отличи-тельный признак. Понятие (наряду с суждением и научной теорией) представляет собой форму отражения мира на рациональной, логиче-ской ступени познания.
В языке по-нятия выражаются посредством описательных терминов вида «объект X из универсума U, обладающий признаком А». Основные логиче-ские характеристики понятия — объем и содержание. Объемом понятия называют множество обобщае-мых в нем объектов, а содержанием — признак, на основе которого осу-ществляется обобщение. Связь между этими характеристиками фикси-руется в законе обратного отноше-ния между содержаниями и объема-ми понятий: первое понятие шире второго по объему тогда и только тогда, когда первое беднее второго по содержанию. По количеству эле-ментов объема различают пустые и непустые понятия, последние бывают единичными и общими. По ха-рактеру обобщаемых объектов по-нятия делятся на конкретные (в них обобщаются индивиды) и абстракт-ные (обобщаются характеристики индивидов — свойства, отношения и т. п.). По структуре элементов объ-ема выделяют несобирательные понятия (элементами их объемов являются отдельно взятые объек-ты) и собирательные понятия (элементами объема являются со-вокупности предметов, мысли-мые как одно целое). По характе-ру содержания различают про-стые и сложные, относительные и безотносительные понятия.
ПОППЕР Карл Раймунд (1902— 1994) — британский (авс-трийского происхождения) фило-соф, логик, социолог, основатель школы «критического рациона-лизма», автор работ «Логика и рост научного знания», «Нищета историцизма», «Открытое обще-ство и его враги». Поппер отвер-гал насаждаемое неопозитиви-стами мнение о первостепенной важности для философии анализа языка и проблем значения, считая одной из главных ее проблем раз-граничение науки и ненауки. В ка-честве критерия демаркации предложил принцип фальсифи- цируемости, согласно которому любое знание, претендующее на статус научного, должно быть в принципе опровержимо. А само слово «философия» может иметь только характер конвенции или соглашения. Принцип фальсифи- цируемости есть результат анти- индуктивистской позиции Поп- пера, согласно которой опыт ни-когда не предшествует теории. Что касается познания истины, то Поппер в этом направлении находится на позиции скептицизма: ис-тина объективно существует, но, в силу предположительного характе-ра любого знания, в принципе недостижима; а если мы случайно на-ткнемся на нее, то никогда не будем знать об этом. Поппер предпринял попытку построить логическую тео-рию правдоподобности, согласно которой максимально правдоподоб-ной будет теория, дающая полное и исчерпывающее знание о мире. В соответствии с этой теорией Поппер рассматривает развитие знания не как переход от одного истинного знания к другому, а как переход от одних проблем к другим, более глу-боким. Механизмом этого развития является метод проб и ошибок-предположений и опровержений. Свой критический рационализм Поппер дополнил «теорией трех миров»: 1-й мир — физические объекты и состо-яния; 2-й мир — состояние созна-ния, исходные философские абст-ракции, возникшие на заре станов-ления философии; 3-й мир — объек-тивного содержания мышления. Его элементами являются теории, предположения, поэтические размышле-ния, произведения искусства, содер-жание книг и т. д., причем некоторые обитатели 3-го мира — истинны, а другие — ложны. Все они существуют^ условиях конкуренции, выжи-вают лишь наиболее приспособленные, так что изменения в 3-ем мире подчиняются дарвинистской тео-рии. Эпистемологический эволюционизм Поппер дополняет космоло-гически-метафизическим. В об-ласти социальной философии вы-ступил с критикой марксизма, ко-торый, по мнению Поппера, не является наукой и ведет к тотали-таризму, и принципа историцизма применительно к развитию обще-ства. Считал, что идея движения общества как такового есть просто холистское заблуждение. Поппер — один из создателей «социальной инженерии» в двух ее фор-мах: частичной, постепенной и утопической. Утверждал, что ло-кальные изменения социальной действительности являются единственным надежным путем развития общества. Социальный антиисторизм оказался, в конеч-ном итоге, в противоречии с по-следовательно проводимым Поп- пером эволюционизмом и исто- рицизмом применительно к естественно-научному знанию и про-грессу научного знания в целом.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ПОНЯТИЕ:

  1. Тема 31. ОТ ПОНЯТИЯ "ДУША" К ПОНЯТИЮ "СОЗНАНИЕ"
  2. 2.8. Вы — понятой
  3. 3.19. Вы — понятой
  4. Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  5. Понятие аудита
  6. ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
  7. 3.1. Понятие правосудия
  8. ПОНЯТИЕ
  9. § 1. Основные понятия
  10. Глава 2. Основные понятия макроэкономики
  11. ЛЕКЦИЯ № 17. Нотариат: понятие, и деятельность
  12. Тема 7. Понятие и признаки банкротства
  13. ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  14. § 1. Понятие и роль
  15. 3. Основные понятия в страховании