<<
>>

ПОРНОГРАФИЯ

(греч. pbrnos — развратник, grapho — пишу) — по-нятие, посредством которого может обозначаться духовно-виртуально- практический феномен, выступающий итогом трансформации публичных сексуальных контактов — из сферы сугубо личного выбора инди-видов, партнерских пар и малых социальных групп — в подчеркнуто рыночно ориентированный "производственный" процесс осуществления половых актов.

П. сводима к предельно наглядной и жесткой объективации процедур обретения людьми психофизиологических состояний экстаза и оргазма. Происхождение термина "П." традиционно относимо к заглавию книги Ретиф де ла Бре- тонна "Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции" — Франция, 18 в. (Последующая экс-пликация термина "П." осознанно выносится за рамки практики ре-прессивно ориентированных правоохранительных органов, структур "полиции нравов", а также за рамки диапазона индивидуальных эсте- тико-поведенческих предпочтений.) В социальной философии,социологии, социальной психологии и сексологии второй половины 20 в.
возник-новение П. традиционно связывается с сексуальным раскрепощением зна-

Порнография 803

чительной массы населения Запад-ной Европы и Северной Америки по мере осуществления сексуальной революции (процессом "развытеснения вытесненного" — см. Вытеснение, Маркузе, Сексуальная революция). В ходе последней свойственная этим регионам традиция эпатирующей культуры непристойности оказалась замещена П., открывающей тело и его наслаждения с целью продуцирования оппозиции подавленному же-ланию, которое оказалось избыточно порабощено нравственным законом (согласно Маркузе, "репрессивная десублимация" или мистическое "развытеснение" осуществилось столь же тотально, сколь и триумф вытеснения). В отличие от "совращения" (самого по себе и того, что его вызывает), под которым, в частности, Бодрийяр предлагал понимать "манящую, искушающую, соблазнительную прелесть вещей", П.

в действительности своей аналогична производству — репертуары продуцирования наслаждения акцентированно техно-логичны и жестко актуализируются. В рамках понимания смысла производства как процесса насильственного "очеловечивания", "овещнения" ком-понентов природы, изначально при-надлежащих к"внечеловеческому" строю материальных объектов, очевидна суть П.: в отличие от соблазна, искушения, изымающих "нечто" из строя зримого и очевидного (не может быть соблазна без тайны либо ее симуляции), — производство и П. трансформируют любой объект, шифр либо мыслеобраз с целью достижения последними степени прозрачности анатомической реконструкции. П. элиминирует "соблазн" из системы культурных ценностей: бесконечная и "сверхнаглядная" ак-кумуляция знаков секса в произведениях жанра П. одновременно знаменует конец и самому сексу. Добавляя дополнительное измерение пространству секса, добиваясь не- исоизмеримо более концентрированного восприятия его, П. делает изображение секса более реальным, чем собственное его существование. В контексте понимания философии постмодернизма (Бодрийяр) произ-ведения в жанре П. выступают тем самым не только как "сверхобозначение", но и как симулякр, "эффект истины", скрывающий тот факт, что истины (секса) уже нет. В отличие от традиционалистской непристойности, дезавуирующей собственный предмет отображения (непристойность фундирована намеком, ее потребители никогда не видят, как именно функционирует наш пол), П. благодаря ана-томической пристальности упраздняет дистанцию человеческого взгляда, замещая ее мгновенным и обостренным изображением — "строем сверхрефе-ренции, сверхистины, сверхточности" (Бодрийяр). (Согласно Бодрийяру, правомерна параллель: как ретро- спективное обеспечение квадрофо- нического звука для классической музыки искусственно "достраивает" прежнюю реальность, ибо такой музыки никогда не существовало, ее так никто никогда не слушал, ее не сочиняли, чтобы так слушать, так и П. — это "квадрофония" секса: галлюцинация детали, микроскопическая истина пола, "крупный план" клеточных и даже уже "молекуляр-ных" структур, "оргия реализма". П. полагает "фаллодизайн" и "ди-зайн наготы" как самодостаточные ценности.) П. — это тотальный триумф именно непристойного тела вплоть до полного стирания человеческого лица: у актеров порнокино, как правило, лица "отсутствуют" — функциональная нагота оставляет место лишь для зрелищности самого секса. Данные функциональные и органические характеристики П. де-лают неразрешимым окончательное разрешение вопроса о всеобъемлющей цензуре над ней, либо о ее "хо-рошо темперированном" вытеснении: П. является непосредственным естественным продолжением как че-ловеческого реального в его норме, так и воплощением предельно бредовых иллюзий людей во всем мыслимом спектре их патологий. (См. также Порнотекст.)

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПОРНОГРАФИЯ:

  1. Печенье-за-порно
  2. – Как же тогда Google зарабатывает деньги?
  3. 31. СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  4. Тест: Мера вашей раскованности в интимных отношениях
  5. Глава 12 ЗАХОТЕЛОСЬ «КИБЕРКЛУБНИЧКИ»?
  6. § 9. Свобода творчества
  7. ПОРНОТЕКСТ
  8. КУЛЬТУРА ИЛИ ПАДЕНИЕ НРАВОВ?
  9. Глава 12. СЕКС СОЗДАН БОГОМ
  10. 10.3. ОБОСТРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ И МЕРЫ ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ
  11. Глава 2. УНИКАЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ
  12. О светлом будущем.