<<
>>

ПОРНОТЕКСТ


— термин, используемый для обозначения культурной продукции, связанной с предельно откровенным показом различных присущих человеку форм сексуальных отношений. Критерии П. весьма условны, зависят от наличной культурной традиции и "диапазона при-емлемости" массового сознания и господствующей идеологии.
В разное время в разряд П. попадали "Золотой осел" Апулея, "Гавриилиада" Пушкина, "Лолита" В. Набокова, "Последнее танго в Париже" Б. Бертолуччи. "Скандальный" характер субкультуре П. придают, таким об-разом, не столько ее собственные ха-рактеристики, сколько их активное неприятие с позиций "большой" культуры. Сюжетно-образный пласт куль-туры, классифицирующийся с позиций традиционной западной морали как П., проходит практически через всю всемирную историю. Однако лишь для западной культуры сфера откровенного чувственно-эротичес- кого опыта оказывается "вне зако-на". Обуздание чувственности начи-нается по мере распространения христианства, жестко расколовшего мир на духовный "верх" и телесный "низ".-Именно тогда физическая любовь становится "блудом". Нормы "официальной" культуры приходят при этом в противоречие с естественным зовом человеческой сексуаль-ности, способствуя оформлению аль-тернативного рынка "запретной" продукции и появлению собственно
П. Легализация П. на Западе началась в 1960-х, когда сексуальная революция вынесла отношения полов в центр общественного внимания. В то время это стало одним из при-знаков существенных изменений в массовом сознании, прежде прятавшем за защитой "моральности" массовую сексуальную неудовлетворенность. Порнография, утратив скандальный ореол, превращается в один из маргинальных жанров массовой культуры. В рамках современной западной культуры сентиментальная мелодрама и маргинальное "жесткое порно" — два крайних пункта на шкале эротики. Между ними последовательно размещаются псевдоэротика (романы и фильмы серии "Анжелика"), мягкая эротика ("Девять с половиной недель" Э. Лайна или "Плейбой"), радикальная эротика ("Последнее танго в Париже" Б. Бертолуччи, "Империя страсти" Н. Ошимы) и лишь затем — собственно порно, "механический балет", предельная версия из-вечного сюжета о войне полов. И если мягкая эротика мелодраматична, то "жесткое порно" — это всегда гротеск, профанирующий реальные отношения мужчины и женщины до уровня животного секса. В целом П. является образцом искреннего "наивного" культурного текста с минимальными задачами. Порнотекст предлагает образ "простого" мира, увиденный сквозь призму сексуального возбуждения. Привнесение в него хоть малой доли психологизма автоматически убивает первозданную брутальность П., перенося происходящее на территорию эротической драмы или "дамского романа". Суть П. — воспроизводство жесткой ("голой") архетипической модели властных отношений, разделяющей реальность на "активную" и "пассивную" стороны. П., таким образом, одновременно и подчеркнуто "документальна" (поскольку показывает "все, как есть") и предельно символична (поскольку воспроизво-дит один из ключевых архетипов коллективного бессознательного). П. можно рассматривать и как напоминание о том естественном, при-родном в человеке, что существовало до всякой культуры и стало в дальнейшем одной из ее основ. И как раз в силу того, что порнотекст чрезмерно очевиден, слишком ясно читаем, пламенное морализаторство и глубокомысленное теоретизирование по этому поводу выглядят надуманными, избыточными. П. представляет собой один из видов культурной продукции, естественный элемент ассортимента культурного рынка. Она служит средством сексуального вос-питания определенной части подростковой аудитории, а также естественным средством эротической разрядки для людей ущербных или одиноких. П. больше чем простое развлечение, поскольку способна служить регулятором весьма значимых социальных страстей. В той мере, в какой человек есть человек, с присущими ему эмоциями и страс-тями, он в определенной ситуации или настроении представляет собой потенциального адресата П. Наконец, П. работает на пределе человеческого, демонстрируя ту грань, за которой цивилизованный "хомо сапиенс" превращается в возбужденное животное. Таким образом, П. есть самостоятельный закрытый культурный текст, дописывать, исправлять или улучшать который нет никакого смысла. Преследовать П. как источник всех бед бессмысленно — как судить человека за то, что он подвержен сексуальному влечению. Оценивать ее как вид искусства — значит просто не понимать специфики порнографического.
М. Р. Жбанков
ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ — см. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК.
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПОРНОТЕКСТ:

  1. ПОРНОГРАФИЯ
  2. Авторы статей
  3. § 3. Субъекты финансового права
  4. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  5. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  6. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  7. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  8. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  9. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  10. § 3. Система финансового права
  11. § 4. Источники финансового права
  12. § 2. Принципы финансового права
  13. Глава 3. Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права
  14. § 1. Понятие, предмет и методы финансового права
  15. § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления
  16. Глава 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
  17. § 1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  18. § 2. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства