<<
>>

ПОСТФРЕЙДИЗМ

(англ. post — после и фрейдизм) — собирательное понятие, посредством которого обо-значают совокупность разнообразных реформаторских, модернистских и прочих направлений, течений и школ, в той или иной мере разделяющих и развивающих идеи Фрейда (психо-анализа, фрейдизма).

Обычно к П. относят: индивидуальную психологию (Адлер и др.), аналитическую психо-логию (Юнг и др.), сексуально-эко- номическую социологию (Райх и др.), неофрейдизм (Салливан, Фромм, Хорни и др.), социометрию (Морено и др.), психоисторию (Эриксон и др.) и т. д. В семантических рамках П. могут быть интерпретированы также экзи-стенциальный психоанализ (Бин- свангер и др.) и структурный психо-анализ (Лакан и др.).

В. И. Овчаренко

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835—1891) — украинский и русский лингвист, философ и куль-туролог. Окончил историко-филоло- гический факультет Харьковского университета (1856). Впоследствии учился в Берлине, брал уроки санскри-та у А. Вебера. Профессор, член-кор- респондент Петербургской академии наук (1877).

Один из основателей психологической школы в языко-знании. В творчестве П. отразилось влияние Гумбольдта, X. Штейнта- ля, Сеченова. Наследие П. огромно и многогранно: он разрабатывал про-блемы теории словесности; проис-хождения и эволюции языка; линг-вистики; грамматики; связи языка и мышления; языка и нации; языка и мифа; символики языка; фолькло-ристики; искусствознания. В фило- софско-лингвистической концепции П. можно выделить следующие тезисы и подходы. Природа языка об-щественна: "общество предшествует началу языка"; слово не только продукт индивидуального сознания. Язык творит народ, язык — порож-дение "народного духа", язык задает "народность" (национальную специ-фику народа). (Категории "народ" и "народность" — центральные для концепций П.) П. впервые применил метод реконструкции национального языка и его описание через анти-номии (которые выявляют представ-ления народа о природе), погрузил изучение слова в этнографический контекст.
Язык, по П., формирует человеческую мысль: грамматические категории суть категории мыш-ления, формы движения мысли. "Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее..." ("Мысль и язык", 1862). Через язык мы воспринимаем и познаем мир, слово формирует ряд познавательных моделирующих систем: миф, фольклор, науку. Именно в слове че-ловек объективирует восприятие мира и связывает это слово с другими словами. История грамматики — это история типов мышления и созна-ния. П. предвосхитил многие проблемы современной лингвистики: различение языка и речи, понима-ния и непонимания как аспектов коммуникации и др. П. считал, что диалог всегда предполагает непони-мание, так как речь (высказывание) есть акт творческий, авторский и, следовательно, до некоторой степени неповторимо-непонятный. В своей лингвистической концепции мифа (на основе сравнительно-исторического языкознания) П. рассматривает миф как начало эволюции человече-ской культуры в виде языка: это — акт "объяснения неизвестного посред-ством совокупности прежде данных признаков, объединенных и дове-денных до сознания словом или об-разом". Для возникновения мифов особо значимой явилась, согласно П., внутренняя форма слова — посредник между тем, что объясняется в мифе, и тем, что он объясняет. Миф — первый этап, тип познания мира: "Каждый акт мифический... есть... акт познания" ("О доле и сродных с нею существах", 1867). Миф, по П., аналогичен науке: и миф, и наука познают мир и объясняют его по аналогии. В мифе содержится нерасчлененный сплав будущих уз-коспециализированных наук и знаний; в мифе не различается образ объекта и сам объект. При анализе мифа важно обращать внимание не на сюжет, а на его смысл, ибо миф — это слово. Миф не есть отжившая форма человеческой мысли, он эво-люционирует и развивается. Лосев отмечал, что у П. замечательная сис-тема феноменологических, психоло-гических, логических и лингвистических идей и методов. Отдавая дань уважения эвристическому и педаго-гическому потенциалу творчества П., Флоренский называл его "родо-начальником целого ученого выводка".
Наследие П. отразило в себе философичность и синтетичность русской науки 19 в., а многие теории и подходы П. остаются работающими и в конце 20 в.

Д. К. Безнюк ПОТЕЙ Ипатий (светское имя Адам Львович) (1541—1613) — государственный и церковный деятель Вели-кого княжества Литовского (ВКЛ). Учился в Кракове. Занимал ряд го-сударственных должностей. В 1590 постригся в монахи, в 1593 возглавил Владимирско-Брестскую епископскую кафедру. С 1599 — Киевский униатский митрополит. Один из организаторов и вдохновителей Брестской церковной унии 1596. Основные полемические работы: "Уния..." (1595), "Беседы берестянина с братчиком" (1603), "Воскресший Нали-вайко" (1607), "Ереси, необразованность и политика попов и мещан виленского братства" (1608), "Гармония..." (1608), "Реляция" (1608).

Э. К. Дорошевич, В. JI. Абушенко

ПОЧВЕННИЧЕСТВО — направление русской общественной мысли 1860—1880-х, родственное славяно-фильству и появившееся в среде так называемой "молодой" редакции журнала "Москвитянин". Идеологами П. выступали Григорьев, Достоевский, Страхов. Основными печатными органами П. были журналы братьев Достоевских "Время" (1861— 1863) и "Эпоха" (1864—1865). В 1861 вышел первый номер журнала "Время", программа которого предусматривала развитие идеологии П. и "упразднение распри западников и славянофилов" (Зеньковский). "Мы убедились, — писали основатели журнала, — наконец, что мы тоже отдельная национальность, в выс-шей степени самобытная, и что наша задача — создать себе форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей." В основе философских и историософских построений почвенников лежит идея органической целостности жизни (развитая в "органической критике" Григорьева и онтологии Страхова) и идея "почвы" как источника народной самобытности и основы для его куль-турного и политического будущего. "Почва, — писал Григорьев, — это есть глубина народной жизни, таинственная сторона исторического движения", почва — это та "органическая цельность бытия, в которой только и живет непосредственность, тайна народного духа.

Для русского народа такая почва заключается в православии: жизнь истощилась и начинается уже новая, — она пойдет от Православия: в этой силе новый мир." У Достоевского религия (христианство) выступает неотъемлемым элементом жизни как народа, человечества, так и отдельной личности; антропология и этика Достоевского раскрывают всю анатомию присутствия веры во Христа в душе человека и служат основой его христианской утопии — перерождения земного порядка, государства в церковь. Апогеем рели-гиозных исканий почвенников можно считать их историософию — "веру в грунт, в почву, в народ" (Григорьев), которая покоится на убеждении в наличии у каждого народа своей исторической миссии. Православная Россия имеет особую миссию — спасение человечества — в силу сохранности в русском народе христианских идеалов всепримиримости и всечело- вечности, что способствует синтети-ческой организации культурной и социальной жизни России: усвоению западной культуры, примирению сословий и т. п. Эстетика П. (Григорьев, Достоевский) вытекает из философской установки на непосредственность, цельность и сверхлогичность жизни. Отсюда выводы о примате искусства над наукой, о полноте и син-тетичности художественного восприятия (по сравнению с научным), вера в способность искусства самостоя-тельно улавливать потребности эпохи и быть точным выражением ее бессознательных, таинственных начал. Все эти положения противостояли позитивистскому и материалистическому взгляду на искусство (Чернышевский, Писарев и др.).

Д. К. Безнюк

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПОСТФРЕЙДИЗМ:

  1. ПОСТФРЕЙДИЗМ (англ. post - после и фрейдизм
  2. ПСИХОАНАЛИЗ
  3. ПСИХОАНАЛИЗ
  4. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  5. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  6. Авторы статей
  7. ОГЛАВЛЕНИЕ
  8. Авторы статей
  9. § 3. Субъекты финансового права
  10. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  11. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права