<<
>>

ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


— понятие философии пост-модернизма, выражающее парадиг- мальную установку современной философии на отказ от презумпции возможности построения единой и системной концептуальной модели мира — как в понятийном простран-стве философии, так и в понятийном пространстве любой другой мыслительной системы (наука, теология, этика и др.).
В обосновании П. М. постмодернизм опирается на осуще-ствленную философией модернизма критику метафизики, ориентированной на поиски единства сущности, происхождения и оснований мироздания (см. Метафизика): по словам Ницше, в любом случае речь идет о "метафизическом первотолчке, который пробивается наружу в концепциях вроде той, что в начале всех вещей находится наиболее ценное и существенное", и, однако, "бытие не-ведомо метафизике" не столько потому, что она, "мысля" его, удаляет бытие от себя как мыслимое, сколько потому, что "бытие само по себе исключает себя из существующего" (Хайдеггер). П. М. фундировано ра-дикальным отказом постмодернизма от презумпции логоцентризма, ти-пичной для классической культуры западного типа и имплицитно пола-гающей пронизанность бытия имманентным логосом (см. Логос, Логоцентризм, Логотомия, Логомахия). По оценке Деррида, "новая практика предполагает... разрыв с тем, что привязало историю... к истории ме-тафизики". В противоположность характерной для классической традиции "непротиворечивой логике философов" (Деррида), фундирую-щей собою артикуляцию философии как "философии тождества" или "философии идентичности" (см. Тождества философия, Идентичность), постмодернизм, по оценке Деррида, отрицает правомерность претензий философии на усмотрение в процес-суальности бытия того, что могло бы быть обозначено как "прочный и ус- тойчивый логос", ибо то, что в рамках классической терминологии именова-лось таковым, носит принципиально игровой характер, — "скрывает игру" (см. Логомахия). Смысл понимается постмодернизмом не как имманентный объекту (миру, тексту) и подлежащий экспликации, но как результат произвольно реализуемых дискурсивных практик (в чем сказывается влияние ницшеанской семан-тической фигуры "воли к власти"): по оценке Клоссовски, "тотальность существующего оказывается отныне объектом одной воли к завоеванию... Так заканчивается западная метафизика". Применительно к онтологии Фуко постулирует тотальное отсутствие исходного "смысла" бытия мироздания: "За вещами находится... не столько их сущностная и вне-временная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути, или что суть их была выстроена по частицам из чуждых им образов". Аналогично применительно к так называемой социальной онтологии, постмодернизмом отвергается классическая презумпция наличия "ла-тентного смысла" истории (Деррида); применительно к семиотическим средам постмодернистская философия отказывается "признавать за текстом (и за всем миром как текстом) какую-либо "тайну", то есть оконча-тельный смысл" (Р. Барт). В целом "история репрезентации" расцени-вается постмодернизмом как "история икон — история длительного за-блуждения" (Делёз). Таким образом, постмодернистские ориентации в данной сфере интегрируются в такой пара- дигмальной презумпции постмодер-низма, как "жертвование смыслом" (Деррида). Характерное для постмо-дернизма видение реальности арти-кулируется как "постмодернистская чувствительность", т.
е. парадигмаль- ная ориентация на усмотрение хаоса в любой предметности (см. "Постмодернистская чувствительность", Ру-ины). В мыслительном пространстве, задаваемом парадигмальными пре-зумпциями постмодернизма, исклю-чающими идею целостности, кон-ституирование какой бы то ни было картины реальности возможно лишь двумя путями: либо посредством си-муляции (см. Симуляция, Симулякр), либо посредством произвольного аб-страктного моделирования реальности как принципиально нон-финальной (нерезультирующейся) процессуаль- ности (см. Гиперреальность, Вирту-альная реальность, Возможные миры). В соответствии с этим когнитивные стратегии философии эпохи постмодерна фундированы программным требованием "не полагать, что мир поворачивает к нам свое легко поддающееся чтению лицо, которое нам якобы остается лишь дешифровать: мир — не сообщник нашего позна-ния, и не существует никакого пре- дискурсивного провидения, которое делало бы его благосклонным к нам" (Фуко). Постмодернистский взгляд на мир снимает самую возможность постановки проблемы познания как экспликации глубинного смысла объекта (бытия в целом): во-первых, презумпциями номадологии (см. Но-мадология) снята сама идея глубины (см. Плоскость, Поверхность), а, во- вторых, рассмотрение объект в качестве ризоморфного (см. Ризома) предполагает признание того, что плюральная семантика обретаемых ризомой вариантов конфигурирования (случайным образом сменяющих друг друга и непредсказуемых даже на уровне вероятностного прогноза — см. Неодетерминизм) не позволяет сконструировать смыслового единства и даже смысловой определенности ризомы. — "Парадоксальный элемент" (Делёз) потому и парадоксален, что он выходит за границы знания (доксы), очерчивающей про-ективно рассматриваемое пространство трансформаций. Каждый из конкретных проектов постмодернистской философии вносит свой вклад в деструкцию метафизики и конституирование теоретических основ П. М.: так, в контексте постмодернистской концепции симуляции (см. Симуляция) "исчезает... различие между симуляцией и реальным. И, тем самым, не остается места для метафизики" (Бодрийяр); в контексте постмодер-нистской номадологии (см. Номадология) происходит снятие так называемых "метафизических оппозиций" (Деррида) и отказ от самой идеи би- наризма (см. Бинаризм). Реформаторская позиция постмодернистской философии в отношении понимания детерминизма, предполагающая не-линейную интерпретацию последнего, также влечет за собой радикальную критику метафизики как основанной на идеях исходной упорядоченности бытия, наличия у него имманентного смысла, который последовательно развертывается в эволюции мира и может быть (в силу своей рациональной природы) реконструирован в ин-теллектуальном когнитивном усилии. Аналогичные процессы, вызывающие существенные трансформации совре-менного мировоззрения, имеют место сегодня и в сфере естественнонауч-ного познания. Так, оценивая переход современной науки к новому видению мира, синергетика отмечает, что "естественные науки избавились от слепой веры в рациональное как нечто замкнутое" (И. Пригожин, И. Стенгерс). Таким образом, философия постмодернизма фактически отказывается от традиционного для классической европейской философии восприятия метафизики как парадигмы интерпретации реальности в духе дедуктивного рационализма, позво-ляющего конституировать универ-сально-рациональную картину мира (артикулировать онтологию как ме-тафизику). Такая позиция задает в философии постмодернизма презумпцию жесткого дистанцирования от любых попыток конституирования метафизической картины мира в классическом ее понимании. Б. Мак-Хал отмечает в этом контексте присущий культуре постмодерна своего рода "запрет на метафизику (unlicensed metaphysics)". Вместе с тем "трансгрессия смысла не есть доступ к непосредственной и неопределенной идентичности бессмыслия... Скорее следовало бы говорить об "эпохе" эпохи смысла, то есть о — письменном — вынесении за скобки эпохи смысла" (Деррида). — В этом аксиологическом пространстве философия постмодернизма конституирует свою стратегию следующим образом: "вести себя" (т. е. конституировать философское знание) не по отношению к универсально общему (ср. подход Гегеля), а по отношению к "еди-ничному или особенному, лишенному подобного или равноценного" (Делёз). (См. также Идиографизм, Ме-тафизика, Различия философия.)
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ:

  1. НОЭЗИС и НОЭМА (греч. noesis - мышление, noema - акт мышления
  2. МЫШЛЕНИЕ
  3. Мышление
  4. Возможности «подъема мышления
  5. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
  6. Глава 2НОВОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
  7. МЫШЛЕНИЕ
  8. МЫШЛЕНИЕ
  9. Две логики мышления
  10. § 2. Абстрактное мышление
  11. Свидетельства концептуального мышления
  12. Взгляд на становление концептуального мышления
  13. Часть II.Мозговая атака и творческое мышление
  14. Упражнение 2. Мышление разнообразиями
  15. ЭФФЕКТ ГРУППОМЫСЛИЯ, ОГРУППЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ