<<
>>

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВ-СТВИТЕЛЬНОСТЬ

" — характерная для философии постмодернизма (как и для культуры постмодерна в целом) парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса (см. Хаос). Рефлексивно зафиксирована постмодернистской философией 1980—1990-х (Лиотар, А.

Мед- жилл, В. Велып, В. Лейч и др.). В своих модельных представлениях о реальности постмодернизм, по оценке В. Лейча, "создает формы порядка как беспорядка". — В зеркале пост-модерна мир, как было отмечено Джеймисоном, "становится одно-временно фактичным, хаотичным и разнородным". Данная установка представляет собой концептуальное оформление (результат) рефлексивного осмысления глубинных ориентаций культуры постмодерна, программно релятивизировавшего практически все свои компоненты: технологию, политику, науку, философию, архи-тектуру, все виды искусства, склад повседневности, стиль мышления, коммуникационные стратегии, сек-суальные практики и даже тип фе-минизма, т. е. "самый стиль жизни" (X. Фостер). Постмодернистское со-стояние становится характерным также для молодежной музыкаль-ной культуры и подростковых пове-денческих субкультур (Б.
Смарт, Ш. Уайтаг). Согласно исследованиям последних лет, постмодернист-ское состояние характеризует сегодня социологию, историю, этику, медицину, этнографию и другие гу-манитарные дисциплины, практи-чески без исключений (Р. Гелдер, С. Форатон). Таким образом, в оценке В. Велыпа, "конгруэнция постмо-дернистских феноменов как... в разных видах искусства, так и в общест-венных феноменах — от экономики вплоть до политики и, сверх того, в научных теориях и философских рефлексиях совершенно очевидна". Важно, однако, что "постмодерн" — эпоха не столько в развитии соци-альной реальности, сколько, как констатируют 3. Бауман, А. Хеллер, Ф. Фехер и др., в эволюции осмыс-ления последней. Видение мира сквозь призму "П.
Ч." обнаруживает себя прежде всего в таких сферах концептуализации, как искусствоведение, культурология, социоло-гия — во всем комплексе гуманитарного знания, а также в философии. Фундированность философской па-радигмы постмодернизма идеей хаоса (в тех или иных модификациях последней) универсально отмечается в посвященных постмодернизму ис-следованиях — как сугубо методологического, так и культурологического плана: X. Бертенс, С. Бест, А. Хеллер, Ф. Фехер, С. Лаш и др. Фундаментальной предпосылкой интерпретации мира выступает для постмодернизма отказ от идеи целостности, иерархич- ной структурности, центрированности (см. Ацентризм) и гармоничной упорядоченности мира (см. Логоцен-тризм): "Мы живем, без специаль-ных разметок и изначальных коорди-нат, в мириадах затерянных событий" (Фуко). Общество постмодерна, как отмечает В. Велып, "необратимо плюралистично". Установка на вос-приятие мира сквозь призму "П. Ч." проявляет себя также в рефлексивно осознанном постмодернистской куль-турой феномене "обратной алокалип- тичности" (an inveted millenarian- ism); по определению Джеймисона, в культуре постмодернизма "пред-чувствия будущего, катастрофическо-го или спасительного, заместились ощущениями конца..." (см. Руины). В этой системе координат (равно как в этой системе ценностей) понятие хаоса оценивается в качестве фунда-ментального для категориальной системы постмодернистской филосо-фии. В ракурсе видения "П. Ч." мир предстает вне какой бы то ни было возможности задать его целостную метафизику: как пишут Делёз и Гват-тари, "мир потерял свой стержень- Мир превратился в хаос". Более то-го, для постмодернизма характерна программная презумпция достиже-ния хаоса, создания его в качестве результата целенаправленной проце-дуры по отношению к семантически значимым средам: от предложенного в свое время А. Жарри в контексте "патафизики" принципа "внесения хаоса в порядок" — до сформулированного Д. В. Фоккема принципа "нонселекции" как преднамеренного создания текстового хаоса. Как пишет Б. Смарт, на смену идеологии "порядка вещей" приходит то, что может быть названо идеологией "беспорядка и разлада (disorder)".
Собственно, сама наличная социаль-ная реальность предстает в оценке постмодернистской социологии (преж-де всего С. Лаш и последователи) как "дезорганизованный капитализм". В рамках постмодернистской пара-дигмы мировосприятия хаотичность пронизывает все уровни бытия, — сознание оказывается в этой ситуации не чем иным, как продуктом осмыс-ления хаоса (по В. Варду, результа-том "осмысления разбитого мира"). В вербальной сфере это порождает то, что К. Лемерт обозначил как "не-возможный глоссарий", в сфере дис-курсивной — формирование некано- нических стратегий дискурсивных практик (по Б. Смарту, "еретический дискурс"). В своем сочетании это приводит к оформлению особого типа отношения к тексту, культиви-руемого культурой постмодерна: как пишет И. Хассан, "процессу распада мира вещей", порождающему "кос-мический хаос", соответствует не-стабильность текстовой семантики (хаос значений, хаос означающих кодов, хаос цитат и т. п.) как выра-жение и отголосок "космического хаоса". И, коль скоро культурная традиция сопрягает смысл как тако-вой с упорядоченной целостностью, организованным гештальтом, — постмодернизм осуществляет после-довательный отказ от всех элементов данного комплекса. Так, по словам Т. Д'ана, смысл теперь уже не является вопросом общепризнанной ре-альности, а скорее эпистемологичес-кой и онтологической проблемой изолированного индивида в произ-вольном "фрагментированном мире. — В отличие от классической традиции, фундированной презумп-цией онтологической гарантирован- ности смысла, постмодернизм кон-статирует, что, по формулировке Делёза, "мир смысла имеет про-блематический статус". Сколь ради-кальным, столь же и естественным следствием этой установки является оказавшаяся фундаментальной для постмодернизма идея тотального се-мантического хаоса, обозначенная в свое время Кристевой как уверен-ность в "бессмысленности Бытия". По оценке Бодрийяра, "мы находим-ся во вселенной, в которой становится все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла". Иными словами, в культуре постмо-дерна происходит то, что Бодрийяр называет "катастрофой смысла" или "имплозией смысла".
По оценке Фуко, современный менталитет харак-теризуется тотальным отсутствием "веры в смысл", ибо все то, что наивно полагалось источником семанти-ческой определенности, демонстрирует "разреженность, а вовсе не нескончаемые щедроты смысла". Интегральная постмодернистская схема видения реальности, представ-ленная "П. Ч.", находит свою специ-фикацию применительно к различ-ным проблемным полям философии постмодернизма, версифицируясь в различных терминологических тра-дициях. Так, например, примени-тельно к концепции исторического времени Делёза идея хаоса реализует себя посредством понятийных средств, организованных вокруг по-нятия "Хронос" (см. Событийность, Эон), а применительно к аналитике сексуальности Фуко на передний план выдвигается понятие "хюбрис" (см. Хюбрис) и т. д. — Категориальный аппарат философии постмодернизма находится в процессе своей эволюции, да и не стремится к унифи-кации в силу принятых аксиологических презумпций, непосредственно вытекающих из основоположений "П. Ч.". Однако, несмотря на отсут-ствие единой терминологии, постмо-дернизм в философской своей проекции характеризуется парадигмальным единством: как заметила С. Сулей-мен, "Барт, Деррида и Кристева являются теоретиками постмодернист-ской чувствительности независимо от терминов, которые они употребляют, точно так же, как и Филипп Сол- лерс, Жиль Делёз, Феликс Гваттари и другие представители современной французской мысли". (См. также Руины, "Мертвой руки" принцип, Нонселекции принцип, Пустой знак.)

М. А. Можейко

ПОСТПОЗИТИВИЗМ — см. ПОЗИ-ТИВИЗМ.

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВ-СТВИТЕЛЬНОСТЬ:

  1. РУИНЫ
  2. 10.6. Результаты сопоставления методов
  3. ЛОГОТОМИЯ
  4. КОЛЛАЖ
  5. ЭКСПЕРИМЕНТАЦИЯ
  6. СОЗЕРЦАНИЕ
  7. МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ
  8. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ
  9. ОПЫТ
  10. АКАДЕМИЯ
  11. ХАОСМОС