<<
>>

ПОСТМОДЕРНИЗМ


— комп-лекс идей, характерных для новей-шей, «постсовременной» культуры. Термин, широко используемый как интердисциплинарный, до сих пор не имеет однозначного определения, вызывая споры исследователей (см., например, «Вопросы филосо-фии», 1993, №3, «Постмодернизм и культура»).
Считается, что пер-вым его употребил — как уничи-жительную характеристику человека декаданса — Р. Панвиц в ра-боте «Кризис европейской культуры» (1917). В современном зна-чении — как обозначение специ-фики культуры периода после Второй мировой войны — он по-является в работе Ч.Дженкса «Язык архитектуры постмодер-низма» (1975) для определения всеядности архитектурного сти-ля, появившегося в конце 60-х—начале 70-х гг. Затем тер-мин распространяется на изобра-зительное искусство как легити-мация эксперимента с цветом, формой и даже жанром, на лите-ратуру — как констатация появления «нового романа» и его вли-яния на стилистику художествен-ного текста и, наконец, с появле-нием работы Ж. Ф. Лиотара «Си-туация постмодерна» (1979) — на философию — как определение состояния и перспектив, по выражению представителей Франк-фуртской школы, «философство-вания после Освенцима». Ж. Ф. Лиотар полемизирует с Ю. Хабермасом, считавшим пре-ступления XX в. следствием не-правильной реализации просве-тительского проекта построения единого мира и видевшим задачу культуры в восстановлении цен-ностей модернизма. В интерпре-тации Ж. Ф. Лиотара, Освенцим — результат реализации проекта
ПравоМодерна, и выходом является кардинальное изменение восприятия мира: переход от иерархии, устанавли-ваемой метадискурсом «больших нарраций» (Ж.Ф.Лиотар использу-ет литературоведческий термин, обозначающий повествовательный уровень, т.е. определенную — в данном случае, иерархическую — организацию текста и закрепленной в нем речевой деятельности), к при-нятию множественности самостоятельных и равноправных элементов, существующих в виде полиморфич- ных и диверсивных языковых игр. Постмодернизм предполагает прин-ципиально новый, не приемлющий статики и однозначных определений взгляд на мир. Меняется и статус философии: постмодернистская «парадигма» философии парадок-сально оказывается началом разрушения парадигмального способа мышления. Центральной проблемой становится проблема осмысления текста. В связи с реализацией этой задачи теоретиками философского постмодернизма считают филосо- фов-нео (или пост-) структуралистов: М.Фуко (позднего периода), Ж.Дерриду, Р.Барта (позднего пе-риода), Ж. Лакана (позднего периода), Ф. Гваттари, Ж. Делеза и др. — тех, кто предложил новую, в отличие от структурализма, небинарную стратегию текста. Часто под постмо-дернизмом понимают движение де- конструктивизма, в узком смысле этого термина — практику анализа постмодернистских художественных текстов развитую прежде всего в США Иельской школой), более широко — практику анализа любых явлений как текстов, пользуясь методикой, в основе которой лежит метод деконструкции, предложенный Ж. Дерри- дой, как метод восстановления смысла текста путем обнаружения связанных с ним других смыслов, других текстов. Так, из теории новейшего, прежде всего неоавангардистского искусства и культуры постмодернизм превра-щается в общефилософскую кон-цепцию. История распространения и употребления термина «постмодернизм» свидетельствует об особой его специфике: это не только объективистское обозначение того или иного нового явления в определенной области культуры, это одновременно самооп-ределение, ауторефлексия этого явления. Термин «постмодернизм» этимологически закрепляет не только последовательное от-ношение новейшей культуры и философии к культуре и филосо-фии модерна, но и рефлексию, по большей части критическую, по отношению к предшествующему способу существования в культуре и философии. Сегодня это даже не философская школа, а адекватное современному состо-янию общества самоидентификация культуры, в том числе философской, распространяющаяся на все сферы человеческой де- ятельности: социологию, экономи-ку, психологию, политику, науку, искусство и др.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ПОСТМОДЕРНИЗМ:

  1. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  2. § 3. Коммунологические тенденции (между герменевтикой и постмодернизмом
  3. НОНСЕЛЕКЦИИ ПРИНЦИП
  4. ЛОГОМАХИЯ
  5. РУИНЫ
  6. DEJA-VU (Дежа-вю
  7. ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ
  8. ХАОСМОС
  9. ИСТИНА
  10. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
  11. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВ-СТВИТЕЛЬНОСТЬ
  12. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ
  13. ЭКСПЕРИМЕНТАЦИЯ
  14. КОЛЛАЖ
  15. ИСТИНА
  16. ИГРА СТРУКТУРЫ
  17. ЛОГОТОМИЯ
  18. КОМФОРТАБЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ