ПРАГМАТИЗМ
(греч. pragma — дело, действие) — философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в ка-честве центрального, определяющего свойства человеческой сущности.
Представителями П. являлись Пирс (автор термина), Джемс, Дьюи (вер-сия П. — инструментализм) и др. Рождение П. традиционно связыва-ется с усилиями группы сотрудни-ков Кембриджа в 1870-х ("метафизического клуба", по Пирсу). Ценность мышления, согласно П., обусловли-вается его действенностью, эффектив-ностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление — средство приспо-собления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание знания определяется его практическими последствиями. Пирс трансформировал дискуссии о знании в проблематику веры — го-товности к действованию тем или иным образом. Акцент процесса миро- постижения таким образом переме-щался от модели "незнание — знание" к схеме "сомнение — коллективная либо социальная вера". Если иссле-дователь знает, какие практические следствия в состоянии продуциро-вать объект понятия, то понятие о них всех и явится полным понятием объекта. Философские споры разрешимы через сопоставление практи-ческих следствий той или иной теории. Функция философии, по Джемсу, в уяснении того, какая разница для меня и для вас, если та, а не иная мо-дель мира является истинной. "Ре-конструкция философии" в духе П. предполагала отказ от изучения основ бытия и познания в пользу отра-ботки методов разрешения разнооб-разных проблемных ситуаций жизни. Согласно Джемсу, "в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей сово-купностью опыта". Соответственно: "...гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно..." (Джемс). Таким образом, истина оказывается не отдельной категорией, а одной из разновидностей добра. Этика П. пред-полагала постепенное улучшение общественного устройства (принцип "мелиоризма"). В контексте эволюции историко-философских мод П. сталкивался с самыми разнообразными оценками. Так, Рассел высказался о П. следующим образом: "Во всем этом я чувствую серьезную опасность, опасность того, что можно назвать "космической непочти-тельностью". Понятие "истины" как чего-то зависящего от фактов, в зна-чительной степени не поддающихся человеческому контролю, было од-ним из способов, с помощью которых философия до сих пор внедряла необходимый элемент скромности. Если это ограничение гордости снято, то делается дальнейший шаг по пути к определенному виду сумас-шествия — к отравлению властью, которое вторглось в философию с Фихте и к которому тяготеют современ-ные люди — философы или нефило-софы. Я убежден, что это отравление является самой сильной опасностью нашего времени и что всякая фило-софия, даже ненамеренно поддержи-вающая его, увеличивает опасность громадных социальных катастроф". Справедливости ради необходимо акцентировать то обстоятельство, что П., в конечном счете ставший весьма распространенным в культуре и в сфере образования именно США, распространился в этой стра-не как наиболее соответствующий опыту акцентированного и пафосного плюрализма гражданина подлинно демократического общества. Внешне авторитарная ориентация П. на поиск наиболее эффективных репертуаров социализации индиви-дов и институализации общества оказалась с избытком уравновешиваемой идеей П. (у Джемса, например) о "плюралистической вселенной", включающей в себя в конечном счете столько же центров "организации", сколько и самосознающих воль дей-ствительно свободных людей. Поэтому в человекоцентрированной, лирической своей ипостаси П. постулировал идею о том, что миром правят "любовь и случайность". (См. также Пирс, Джемс, Дьюи, Мид Дж. Г., Операци- онализм, Инструментализм).А. А. Грицанов
Еще по теме ПРАГМАТИЗМ:
- ПРАГМАТИЗМ
- 7. Прагматизм
- ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие
- § 1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм
- 2. Деятельностное направление
- ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ
- САКРАЛЬНОЕ (от лат. sacrum — священное
- ИНСТИНКТ
- ДЖАЙНИЗМ
- 33. Учение Холмса о праве
- МЕТАФИЗИКА (от греч. ta meta ta physica — то, что идет после физики
- ПРАВО
- НЕОПРАГМАТИЗМ
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center