<<
>>

ПРАКСИС

" ("Praxis") — фило-софский журнал, издававшийся в Загребе (СФРЮ) с 1964 по 1975. Объединял вокруг себя сторонников "гуманистической" интерпретации марксизма не только из числа югославских философов (М.

Маркович, Г. Петрович, С. Стоянович и др.), но и из других социалистических и ка-питалистических стран (К. Косик, Блох, Гароди, Ф. Марек, Э. Фишер и др.). Предыстория "П." началась за несколько лет до его создания с ши-роких философских и социологических дискуссий, в которых выявилась конфронтация между теми, кто оставался на прежних позициях, и теми, кто более или менее радикально отбрасывал не только традицио-налистскую, сталинскую концепцию диалектического материализма, но и сталинский способ понимания философии как таковой. Наиболее острый спор разгорелся вокруг теории отражения на симпозиуме в Бледе (ноябрь 1960). Защитники теории отражения и традиционного пони-мания диалектического материализма остались в меньшинстве, тогда как большая часть философов взяла ориентацию на новые проблемы и новое понимание традиционных фи-лософских вопросов.
Группа, которая делала главный акцент на историческом, гуманистическом и критическом характере марксизма, основала позже "Корчуланскую летнюю школу" (1963) и журнал "П.", которые собрали вокруг себя большинство философов и социологов СФРЮ. "Корчу- ланская летняя школа", ежегодные летние заседания которой проходили на острове Корчула, расположенном в Адриатическом море, вскоре привлекла многих видных, оппози-ционно настроенных по отношению к традиционному марксизму мыслителей мира и стала местом свободного обмена мнений по крупнейшим проблемам современности. Хотя у сторонников "П." существовали зна-чительные разногласия в понимании отдельных частных вопросов, а так-же в трактовке крупных философских проблем, их общие ориентации можно было бы сформулировать сле-дующим образом: человек является "существом практики", т.
е. существом, способным к свободной творческой деятельности, при помощи которой он изменяет мир, реализует свои специфические потенциальные спо-собности и удовлетворяет других индивидов. Исторические условия могут тормозить этот процесс самореализации человека и противодействовать ему. Основной целью критического изучения, следовательно, является открытие внутренних существенных ограничений таких исторических институтов, как государство, рынок, партия, и определение практических этапов, которые приведут к уничтожению этих ограничений. Революция не должна сводиться к захвату политической власти, но должна быть понята как радикальные изменения человеческих отношений. Исходя из этих позиций, представители "П." особое внимание уделяли критике бюрократически-этатист-ских структур, которые проявились в тогдашнем развитии социализма и которые, по их мнению, лишь порождали новые формы отчуждения. Радикально критикуя деформации социализма, группа "П." с течением времени превратилась в интеллектуальную оппозицию существующей власти. В начале 1975 восемь про-фессоров философского факультета Белградского университета, активно сотрудничавших с "П.", были исключены из его стен "за подрывную деятельность", весной же 1975 был закрыт и сам "П.".

Ю. С. Шинкарь

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПРАКСИС:

  1. ГРУППОВОЙ ПСИХОАНАЛИЗ
  2. ПРАКСЕОЛОГИЯ
  3. МАРКСИЗМ
  4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  5. ГРУППОВОЙ ПСИХОАНАЛИЗ
  6. ПРАКСЕОЛОГИЯ (греч. praxis - действие
  7. ЭСТЕТИКА
  8. ЭСТЕТИКА
  9. МЕРА
  10. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  11. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  12. 1.3 Основные элементы государственных финансов
  13. Авторы статей
  14. § 3. Субъекты финансового права
  15. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  16. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  17. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  18. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  19. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  20. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация