ПРАВОСЛАВИЕ
— славянский эквивалент ортодоксии (греч. ortodo- xia — правильное знание). Термин впервые употребляется во 2 в. в про-тивоположности с гетеродоксией (греч. geterodoxia — заблуждение еретиков).
1) Первоначально П. бы-ло одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), ко-торые сохраняются за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделенияЦерквей (см. Филиокве), возникает необходимость наименования частей с целью их различения. За Восточной Церковью (Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский пат- риархаты, Кипрская и Грузинская архиепископии)закрепляется на-звание — "Православной Церкви"; за Западной (Римский патриархат и подчиненные ему диоцезы) утверж-дается название "Католической Церк-ви" (т. е. Соборной, включающей в себя всех истинно верующих независимо от места и времени их жизни). Условность такого разграничения очевидна: любой православный счи-тает себя католиком, любой католик уверен в своем православии. Право-славная и Католическая Церкви имеют много общего в богословии, так как основные его идеи были оп-ределены в эпоху деятельности Все-ленских Соборов с 325 по 787, но раз-ность культур и ряд исторических обстоятельств обусловили те проти-воречия, которые возникают между Востоком и Западом и в будущем послужат формальной причиной их разобщения (см.
Символ веры). Су-щественные расхождения по ряду вопросов обусловливают возникно-вение различных типов мистического опыта, обрядов и нравственности (см. Католицизм). Возникшее разделение не могло остаться просто рели-гиозным, в различные времена оно приобретало политическую окраску. С целью достижения религиозного единства на территории со смешанным по вероисповеданию населением монархи нередко издавали указы, которые ограничивали в правах (имущественных или гражданских в целом) и (или) лишали сословных привилегий одну из сторон, делали невозможным совершение ее культа или просто откровенным насилием заставляли принять ее веру большин-ства. В поисках компромисса монархи неоднократно созывали Соборы и субсидировали их содержание. В 1274 состоялся Собор в Лионе, в 1439 — заключение Ферраро-Фло- рентийской унии, 1596 — Брестская уния, 1697 — уния с румынами Трансильвании и др. Унии представ-ляли собой договоры, согласно которым православная сторона должна была безоговорочно принять главенство Папы, сохранив за собой право придерживаться собственных тради-ций (как богословских, так и обря-довых), а католическая в свою очередь обещала оказывать посильную помощь в борьбе как с внешними врагами государства-соседа, всту-пившего в унию, так и с внутренним гражданским неблагополучием ре-лигиозного меньшинства в своем го-сударстве. Но большинство право-славного духовенства и мирян не принимало решений этих соборов, и вследствие этого противостояние двух конфессий только возрастало, временами достигая степени воору-женных конфликтов. Согласно богословию православному, в отличие от единства государственного, единствоЦеркви есть единство веры и благодати, свободно усваиваемой каждым ее членом в Иисусе Христе, но не в единстве власти, которая, как и вся-кое правовое отношение, рождается там, где уже ничто не может сделать отсутствующая любовь. Единство Церкви — в ее самоотождествлении Христу; оно есть событие метафизи-ческое, но тайно проявляющееся в истории. О единстве нельзя догово-риться — его можно только утратить. Его, уже приобретенного на Голгофе, нельзя создать — его можно только обнаружить. Православная философия представлена такими именами, как Бердяев, В. С. Соловьев, Хомяков, Н. О. Лосский, В. Н. Лос- ский, Зеньковский, Флоренский и др. (См. также Богословие православ-ное, Иисус Христос, Филиокве.) 2) Сегодня П. — наряду с Католиче-ством и Протестантизмом — одна из основных христианских конфессий, объединяющая более 150 млн. верующих из 9-ти патриархатов (Констан-тинопольский, Александрийский, Антиохский, Иерусалимский, Мос-ковский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский), трех автоке-фальных архиепископий (Кипрская, Албанская и Элладская) и трех мит-рополий (Польская, Чехо-Словацкая, Американская). Также существует множество православных расколов, не входящих в каноническое единст-во Восточных Церквей. 3) В нарица-тельном смысле термин "ортодок-сия" имеет более широкий смысл и нередко усваивается фундаменталистским или наиболее традиционным течениями даже в нехристианских религиях: например, ортодоксальный иудаизм. (См. также Христианство, Иисус Христос, Бог, Троица, Богословие православное, Католицизм, Теизм, Теология, Филиокве.)
о. Сергий Ленин
Еще по теме ПРАВОСЛАВИЕ:
- ПРАВОСЛАВИЕ
- ПРАВОСЛАВИЕ
- 44. Православие, самодержавие, народность: официальная доктрина монархии в России
- КАТОЛИЦИЗМ
- АПОЛОГЕТИКА
- СУДЬБА
- СЛАВЯНОФИЛЫ
- ХРИСТИАНСТВО
- СОБОРНОСТЬ, или кафолич- ность (от греч. katholikos — всеобщий
- ПРОТЕСТАНТИЗМ
- СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ)
- САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876
- СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
- 45. Политико-правовые идеи западников
- 38. Учения о государстве и праве в период воцарения князей московских
- КАТОЛИЧЕСТВО
- КАТОЛИЧЕСТВО