<<
>>

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

— 1) Форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (см. Ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (см.

Восприятие). Конституируется как на основе памяти предшествующего сенсорного опыта, чувственно связывая настоящее с прошлым, так и в контексте продуктивного воображения, связывая настоящее с будущим. Допуская возможность обобщения, П. выступает исходным инструментарием мыслительных операций. В отличие от других форм чувственного познания, П. связано с языком, что позволяет квалифицировать устанавливаемые в индивидуальном мышлении вербально выраженные связи между П. в качестве суждений, посредством которых может быть реализовано массовое и индивидуальное обыденное сознание (мышление повседневности). Реальное функционирование обы-денного сознания, таким образом, может протекать вне обязательного для понятийного мышления требования наличия эксплицитных дефи-ниций членов суждения, четко очерчивающих их содержание и объем (суждение ребенка "елка — зеленая" устанавливает отношение между на-глядным образом чувственно арти-кулированного феномена и актуализирующимся в зрительной памяти хроматико-сенсорным опытом, а не между понятием, фиксирующим в своем содержании хвойное многолетнее и т.
д., включая специфичес-кие видовые признаки, растение, с одной стороны, и понятием о способности поверхности объекта отражать световые волны определенной длины и частоты (из хорошо пред-ставляющих себе зеленый цвет взрослых также далеко не каждый может назвать эту -частоту) — с другой). В силу этих своих особенностей П. позволяют конструировать поднимающееся над непосредственной дан-ностью единичных объектов обобщенное знание, сохраняющее при этом исходный наглядно-образный характер и полноту сенсорного опыта, что обеспечивает П.
важную гносеологическую роль в осуществлении творческих и прогностических когнитивных процедур, связанных с необходимостью формирования принципиально нового ракурса видения ситуации. 2) Форма фиксации коллективного опыта в содержании культуры: в максимально обобщен-ном своем виде П. выступает струк- турно-содержательной формой конституирования мировоззрения как системы наиболее общих П. о мире, человеке и месте человека в мире, выступая в качестве глубинных се- мантико-аксиологических основа-ний той или иной культурной традиции (универсалии или категории культуры, соответственно, объект-ного, субъектного и субъект-объектного рядов). С точки зрения своего гносеологического статуса универсалии культуры могут быть оценены именно как П. максимальной степени общности, задающие основы не только миропонимания и мироис- толкования, но и мироощущения, мировосприятия, миропереживания. В каждой культурной традиции может быть выделен набор ключевых П., веер возможных (семантически адаптивных и допустимых в аксиоло-гической системе отсчета данной культуры) интерпретаций которых задает характеризующий данную культуру тип мировоззрения (А. Лавджой). Овладение соответствующим набором общих П. представляет собою содержательный аспект процесса социализации, очерчивая фундаментальные для данной культуры границы нормы и легитимности, с одной стороны, и девиантного поведения — с другой, а также — в семантических пределах своего варьирования — определяет типичные для данной традиции версии отстройки индивидуального со-знания и личностные поведенческие стратегии (см. также Универсалии, Категории культуры, Социализация). В философии неклассического типа концепт "П." подвергается серьезной критике как основанный на презумпции бинаризма (см. Бина- ризм), в частности на презумпции бинарной оппозиции субъекта и объекта (в данном контексте актуализи-руется этимологическое значение латинского термина repraesentare — пред-ставлять, т. е. "являть перед глазами"). По формулировке Хай-деггера, "пред-ставить означает...
поместить перед собой наличное как нечто противо-стоящее, соотнести с собой, представляющим, и понудить войти в это отношение к себе как в определяющую область... Человек становится репрезентантом сущего в смысле предметного". В контексте постмодернистской философии, фун-дированной радикальным отказом от самой идеи бинаризма, формулируется программа деконструкции (см. Деконструкция) традиционной организации культурного простран-ства как упорядоченной системы П. (см. "Постмодернистская чувствительность", Руины, "Закат метанар-раций") — не столько с целью "выхода за пределы П.", сколько с целью "разоблачения той системы власти, которая, оправдывая определенные представления, в то же время блокирует, запрещает или искажает другие" (К. Оуэне). В этом отношении постмодернизм рефлексивно оценивает себя как философию "кризиса 824 Прибавочная репрессия

представлений", видящую свою про-грамму в отказе от "зеркальной теории познания" (см. Отражение), соглас-но которой "представление понимается как воспроизведение объективности, находящейся вне субъекта" (Джеймисон).

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ
  3. «Обычное» представление решений
  4. 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АГРЕГАТО
  5. 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АГРЕГАТОВ
  6. 7. Созидательное представление
  7. 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АГРЕГАТОВ
  8. Часть 2. Представление Айки-тактики
  9. Представление объекта во времени
  10. 1. СТРУКТУРА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АГРЕГАТОВ
  11. 5. Представление финансовой отчетности (МСФ0№1)
  12. IV. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 84
  13. 4.2. Изменение порядка представления документов
  14. Часть 2.Победа(выигрышное представление дела
  15. 14.7. Представление документов при декларировании товаров