<<
>>

ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория


, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые он воспринимает как выражение своей свободы, всего того, в чем он видит источ-ник благоприятной жизни. В истории философской мысли под прекрасным понимали и объек-тивные свойства чувственно вос-принимаемых явлений, например явлений природы, и субъектив- ный образ созерцания, доставляющего человеку удовольствие, т.
е. как явление, которое существует не вне нас, а в нашем сознании. Прекрасное определяли и как проявление объективного духовного начала, например Бога в сотворенном им мире. Большинство всех этих многочисленных различных определений прекрасное содержит долю истины. В общественной деятельности людей, практической и духовной рождается и живет и то, что человек воспринимает как прекрасное, и его субъективная способность, равно как и потребность переживать, по-нимать и творить прекрасное. Иначе, прекрасное — это одновременно условие и продукт деятельности субъекта, формирующего плоть и образ объекта. Прекрасное — эсте-тическая ценность, т. е. то в объекте, что имеет положительное значение для воспринимающего его субъекта. Взаимодействие объекта и субъекта — вот основание реаль-ного существования прекрасного.
Причина, причинность
Различают сущность прекрасного и форму его проявления. Прекрас-ным может быть только то, что явля-ется для нас в чувственно восприни-маемой предметной форме красоты. Свойства этой формы — гармония частей и целого, порядок и симметрия, пропорциональность и соразмерность. Человек — мера красоты. То, что не соответствует его возможностям и является в формах, намного превосходящих привычную для него способность восприятия, что огромно, грандиозно, колоссально, то может быть возвышенным или ужасным. Возвышенное — высшая мера проявления пре-красного. Красивая форма выразительна, потому что выражает такое содержание, которое имеет благотворное значение для человека. Полезная вещь эстетически впечатляет, если чувственная форма вещи выявляет ее целесообразность. Эстетическое отно-шение к вещи — это восприятие «целесообразности без цели» (И. Кант). Можно оценивать вещь утилитарно, думая о выгоде обла-дания ею. Эстетическое восприя-тие бескорыстно. Это любование красотой вещи, созерцание ради удовольствия видеть. Любоваться можно одной только формой красоты, например пластикой стройного человеческого тела. Но куда большее удовлетворение прино-сит переживание заключенного в красивой форме высоко значимого для нас духовного содержания. «Свобода в явлении», — так Ф. Шиллер определял прекрасное. Смысл прекрасного — в явлении, которое понимают как условие и продукт нашей свободной жизнедеятельности — творческой мысли, одухотворяющей лицо мудреца, героического поступка, преодолевающего опас-ность грозящего нам бедствия. Прекрасная любовь, если это ничем не ограниченное проявление доброты, нашей способности чувствовать и понимать, нашей потребности творить и наслаждаться жизнью, наших деяний и познаний, раскры-вающих истинный смысл человеческого существования. Неслучайно в философии изначальна традиция объединять понятия истины, добра, красоты и любви.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория:

  1. Эстетическое сознание
  2. Этот прекрасный информационный мир...
  3. 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
  4. Планирование категорий и управление категориями
  5. КАТЕГОРИИ
  6. Категории целостности
  7. СИНТАКСИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ТЕОРИЯ
  8. КАТЕГОРИЯ
  9. «КАТЕГОРИИ
  10. Категории определенности
  11. Категории обусловленности
  12. ШЕСТЬ КАТЕГОРИЙ ВОЗРАЖЕНИЙ
  13. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  14. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  15. СЕМАНТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ТЕОРИЯ
  16. 5. КАТЕГОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
  17. Глава 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ