ПРОБЛЕМА
(греч. prdblema — пре-града, трудность, задача) — в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле — ситу-ация, характеризующаяся недоста-точностью средств для достижения некоторой цели.
Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих в конечном счете к уменьшению неопределенности в знаниях и дея-тельности человека и тем не менее до самого последнего момента отличаю-щихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью твор-ческого поиска. Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необ-ходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценно-стными установками и определяется в конечном счете социальными по-требностями людей. Благодаря цен-ностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важны-ми, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыс-киваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его вы-работки. Вместе с тем условия, не-обходимые для возникновения П., не обязательно являются условия-ми, необходимыми для ее разре-шения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и П. — не тождественные понятия. Появление противоречия может сви-детельствовать о необходимости за-прета на определенные этапы или результаты деятельности, но не вы-движения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-позна-вательной ориентации человека, а именно когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее ре-зультатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творче-ству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса — в зависимости от того, относятся ли они к форме или к содержанию П. К важнейшим критериям формаль-ного характера относятся соблюде-ние правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отноше-нию к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные по-ложения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпо-сылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удов-летворять требованию последовательности при выдвижении; д) пред-полагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.В. Ф. Берков
Еще по теме ПРОБЛЕМА:
- МНЕНИЕ, ЧТО «РЕШЕНИЕ ИХ ПРОБЛЕМЫ – ИХ ПРОБЛЕМА
- 46. Аналитика внутреннего мира человека:проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия.Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- ЧАСТЬ 1. ПРОБЛЕМА
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Часть VI. Другие проблемы
- 12.2. Проблема отчуждения
- ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ
- КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
- 8. Российские проблемы
- Проблема универсалий
- ПРОБЛЕМЫ НОВОВВЕДЕНИЙ
- 9.2. Проблемы стратегического выбора
- § 3. Проблема идеального
- Проблема опыта
- Формулировка проблемы
- I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
- Глава ХV. Решение европейской проблемы
- Часть VI. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Проблема оформления знания
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center