<<
>>

ПРОГРАММА


(греч. programma — объявление, предписание) — способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию ка- кого-либо содержания, а также по организации и реализации познава-тельных (исследовательских) содер-жаний и процедур.
Конечная цель, которую призвана реализовать П., всегда формулируется как возмож-ная, желательная, должная, соотно-симая с каким-либо идеалом, пред-полагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изна-чальных гарантий своей реализуемости. В этом отношении она отличается от "сценарного" способа организации деятельности, где цель (финитность) предзадается изначально, хотя и может варьироваться в зависимости от индивидуального мастерства соци-альных актеров. П. предполагает свое переопределение, перезадание, как минимум — уточнение (если она задается жестко) в ходе реализации каждого из этапов (шагов) как в плане удержания продуцируемых новых содержаний, требующих посто-янной рефлексии над собой, так и в плане отслеживания процедур дея-тельности и оценки их эффективности. Каждое последующее решение принимается на основе реализации предыдущих, ретроспективно видо-изменяя и их. Таким образом, внутри принятой П. субъект приобретает достаточную автономность и активную позицию. В этом отношении П. противостоит "рецептурному" спосо-бу задания деятельности, предпола-гающему точную выверенность каж-дого шага и решения и запрещающему какую-либо самодеятельность субъекта, который обязан строго следовать предписанному плану. Сам же "рецепт" обнаруживается через серию проб и ошибок, а будучи найденным, догматизируется и транслируется в последующем без каких-либо изменений. Разные "рецепты" предполагают строго разграниченную локализа-цию в социокультурном пространстве, они закрепляются за конкретными носителями, максимально ограни-чивающими к ним доступ "другим", т. е. носителям иных "рецептов". Поэтому даже если какие-то изменения в"рецептуре"и происходят, то они не "публикуются", а, наоборот, скрываются. Своеобразное соче-тание П. и рецепта представляет собой канон. Последний предполагает программное поле, содержащее внутри себя возможные варианты решений и действований, но последние оформляются как "рецепты", что, порождая индивидуальную стилис-тику, препятствует выходу за пределы канона. Канон нельзя поменять, как можно поменять П. Канон и П. можно рассматривать как метатекс- ты, содержащие правила построения конкретных текстов. Однако если канон направлен на закрепление традиции и личностное начало в нем вторично (рукой иконописца водит Провидение), то П. презентирует собой тип инновационной практики, в которой личный вклад каждого строго фиксируется и налагается запрет на повтор и плагиат. Кроме того, если канон развертывается по линейной схеме (предписанная по-следовательность шагов), то П. может (и в последнее время все больше) строиться по многоуровневой схеме, где программирование отдельных задач идет параллельно друг другу и постоянно накладывается друг на друга. В этом отношении работа с П. близка работе со схемами (схемотех-никами), однако, в отличие от по-следних, программирование всегда предполагает выход в "натурный" режим работы, свою предметную (объективированную) развертку. В более узком смысле понятие "П." как способа организации и реализации исследовательских и познава-тельных содержаний и процедур наиболее отчетливо презентируют П. социологического исследования, с одной стороны, и концепция "сильной П." как способа удержания когни-тивной рамки в целом — с другой. П. социологического исследования по-нимается как документ, содержащий изложение теоретико-методологиче- ских предпосылок,структурирование концепции, целей и гипотез реа-лизуемого проекта (методологическая часть П.) с пошаговым прописыва-нием процедур и техник его развер-тывания, а также способов контроля (проверки, анализа и рефлексии), получаемых в исследовании содер-жаний (процедурная часть П.). Про-ект "сильной П." был оформлен в рамках социологии знания в книге Д. Блура "Знание и социальные представления" (1976). Знание по-нимается здесь прежде всего как оп-ределенный культурный ресурс, позволяющий упорядочивать дейст-вительность и осуществлять кон-троль над ней, в частности — через владение коммуникациями. Это пред-полагает социально поддерживаемое согласие относительно возможных способов работы со знанием и посто-янную модификацию имеющихся понятийно выраженных содержаний знания. Таким образом "сильная П." определяется не только своими спо-собностями рационально организо-вывать знание, но и, программируя действия людей, задавать определен-ные социальные порядки. Тем самым происходит замыкание узкого и широкого понимания П. в общей социальной рамке и универсализация программных типов организа-ции содержаний и деятельностей, по крайней мере, внутри европейского культурного ареала.
В. Л. Абушенко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПРОГРАММА:

  1. Результативность и эффективность использования бюджетных программ.15 Роль и значение бюджетных программ в развитии бюджетного процесса в Казахстане.Г л а в а 7 Межбюджетные отношения в системе государственных финансов
  2. 45. Разработка производственной / программы предприятия. Этапы разработки производственной программы
  3. Отличие проекта от программы
  4. Программа аудита
  5. 3.5. Связь с бухгалтерскими программами
  6. Ипотечные программы
  7. Часть III. Программы расходов
  8. Партнерские программы
  9. 3.3. Планирование эксплуатационной программы
  10. 23-5. Гетеродоксальные стабилизационные программы