<<
>>

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

— особая форма организации проблемного мышления и деятельности. Расши-ряющееся в настоящее время прост-ранство развития — превалирование процессов искусственных преобразо-ваний — указывает на то, что в мире массовое распространение получают гуманитарные технологии, проявля-ющие проблемную организацию мы-шления и деятельности.

Такая орга-низация реализуется в разных формах, из числа которых выделяется П. Как гуманитарная технология, П. пред-ставляется мысленной имитацией (проигрыванием) предстоящей работы в целом, которая по мере осуществ-ления переходит непосредственно в исполнение самой работы "в натуре" (т. е. П. является гуманитарной технологией "работы с будущим", позволяющей человеку обеспечить процесс развития). П. предполагает смену естественно-научного подхода на деятельностный, который так или иначе включает искусственную компоненту, требует критического анализа, оценки и проблематизации настоящего (в рамках естественнонаучного подхода строительство бу-дущего невозможно в принципе, так как естественная наука лишь про-гнозирует будущее своих объектов, которое ей неподвластно и от нее не зависит).
Именно поэтому гумани-тарное П. позволяет наряду с известным программировать также и неиз-вестное; субъект же П. должен иметь средства и методы: а) фиксации этого неизвестного ("знания о незна-нии"), б) преобразования неизвестного в известное. Содержанием П. является разработка программы. Про-грамма в таком контексте — особая форма связывания идеальной и со-циокультурной действительности, своеобразный способ перехода из одной в другую. В таком понимании программы любого типа и уровня не могут и не должны содержать лозунгов и призывов (место которых в до-кументах другого рода, например в манифестах): в отличие от лозунга, программа должна давать конкрет-ный и развернутый ответ на вопрос: "Что делать?".
Кроме того, в отличие от плана, который всегда составля-ется "от достигнутого" (так как за-планировать можно только известное), программа должна обеспечивать прорыв тз будущее: она задается как ряд этапов, на которых постоянно произ-водится проектная работа — созда- ниє альтернативных и конкурирующих проектов, направленных на реше-ние поставленных в рамках программы реализационных задач. Именно поэтому в СМД-методологии под программой понимается искусство и наука организации, призванные соорганизовывать деятельность людей, имеющих разнонаправленные цели и интересы. В программе фик-сируются только типы работ (а не их содержание) и принципы их соорга- низации, т. е., в отличие от проекта, программа бессодержательна: приступая к решению какой-то сложной социотехнической задачи, деятель должен себя вообще выключить из работы по содержанию и сконцент-рировать все внимание и энергию на осуществляющихся работах независимо от их содержания. Вся суть такой бессодержательной деятельности заключается в том, что в позиции программиста необходимо одновре-менно в исходный, нулевой момент времени начать и параллельно про-водить очень много разных работ, так как нет ни средств, ни времени проводить эти работы по отдельнос-ти. Проблемный характер мышления и деятельности проявляется в том, что П. включает в себя посто-янный процесс проблематизации: еще не решенные проблемы и задачи, еще не выполненные работы — "ячейки или "дырки" — суть основные элементы программы — непрерывно оконтуриваются, прорисовываются, а затем заполняются. А в ходе их за-полнения прорисовываются новые "дырки" — ставятся новые задачи и проблемы, которые необходимо решить в рамках данной программы. Программа считается законченной — реализованной — со "снятием" проблем, лежащих в ее основании (или решением задач, ее породивших). Таким образом, П. выступает средством организации работы и самоорга-низации ее участников не только в условиях неопределенности, но и в условиях недостаточности средств и методов, онтологических картин и представлений.
Соответственно, мож? но утверждать, что программная ор-ганизация работ в корне отличается от так называемой "плановой" по ряду признаков: 1. Программу нельзя построить, а потом реализовать. По-строение программы включает ее ре-ализацию, ибо П. есть средство ор-ганизации и соорганизации работ, которые выполняются в контексте программы и в процессе П. Иначе го-воря, программа — это нечто вроде сетки, "набрасываемой" на челове-ческую деятельность и мыследея- тельность, сетки, особым образом структурирующей и организующей эту деятельность. Но "набрасывается" она не на исполнителей, а на ра-боты, которые, занимая свои функ-циональные места в ячейках сетки, становятся органической составной частью программы. Таким образом программа естественным образом переходит (или перерастает) в реализа-цию. 2. Программа не может быть "спущена" исполнителям, "доведена" до них. Программная организа-ция предполагает, что каждый участник работы — исполнитель — сам программирует свою работу, но обя-зательно в рамках и контексте целого (иначе он не сможет самоопределиться и прорисовать ситуацию). Следовательно, по своей сути П. — демократическая форма организации коллективной работы. 3. Характер-ной чертой П. является проблемная организация работ. Благодаря такой организации дело движется не только вперед — на раз и навсегда зафик-сированном уровне понимания ситуации и целей (что характерно для задачной организации), — но и вглубь: мы периодически пересматриваем свое самоопределение, цели, ситуацию, сообразуясь с непрерывно пере-страивающейся сеткой (которая, со-ответственно, тоже перестраивается и меняется с пересмотром целей, ситуации). Таким образом, функцио-нирование программы обеспечивается движением вперед — к уже поставленным целям, ее развитие (впрочем, как и программистов) — движением вглубь, к пересмотру целей и задач. Такое двойное движение накладывает запрет на последова-тельное выполнение отдельных видов работ, входящих в схему П. Именно поэтому их приходится вы-полнять одновременно, и тогда (в отличие от плана или проекта) в программе не разделяются ее разработка и реализация (в частности, реализация программы начинается одновременно с ее разработкой).
4. Обоснование входит в программу как ее органиче-ская составная часть, т. е. программа не нуждается в специальном обоснова-нии. Основанием программы оказыва-ется неудовлетворенность ее будущих авторов и исполнителей существую-щей ситуацией. Эта неудовлетворенность проявляется и в прорисовке ими ситуации, и в самоопределении, и в целеполагании. И именно этот блок выполняет функции обоснова-ния программы. В этом случае ока-зывается, что программа может "за-родиться" в любой точке общества: она может стать продуктом деятель-ности любого "не-удовлетворенно- го", начавшего анализировать ситуа-цию, в которую он так или иначе вписан, и которая его (по тем или иным причинам) не устраивает. Это и есть то, что называется инициати-ва, но облеченная в особую форму — программную). 5. Двигателем программы является проблематизация, а ее "горючим" — конфликты: различие ценностных ориентаций, раз- нонаправленность целей и интересов участников общей работы непрерывно порождают конфликты. Если при этом в споре рождается "истина", то мы получаем задачи, которые нам надо решать (чаще же в споре рождается проблема, требующая для своего решения разработки специальных средств и методов, но это уже задача науки и методологии). "Истина" — это не то абсолютное понимание зна- чения и смысла, одинаковое для всех и всегда. Под истиной здесь по-нимаются те смыслы, о которых до-говорились участники работы с будущим, т. е. согласованные ими для себя и актуальные в этом временном периоде значения понятий, с которыми им предстоит работать. Это в таком ракурсе и есть "концепция" — идеальное представление о будущем, разделяемое теми, кто программирует ее (концепции) осуществление. Для программистов необходимыми условиями осуществления концеп-туализации (разработки концепции и, соответственно, разработки своих замыслов) являются проблематизация имеющейся ситуации и его само-определение. Под самоопределением понимается основной механизм обретения и проявления внутренней свободы — процесс и результат выбора человеком своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, в котором последовательная ре-флексия действий, деятельности, бытия выступает в качестве способа самоопределения.
Именно рефлексия служит и ключом к реализации замыслов, и средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мысли-коммуни- кации, мыследействия), образующих систему мыследеятельности. Поэтому отсутствие рефлексии столь губи-тельно для человека и общества, тогда как именно ее наличие является необходимым условием осуществления гуманитарной технологии — стро-ительства будущего. Такое понимание базируется на деятельностной парадигматике: мир человека — это мир его мышления и деятельности, и природа (социокультурная ситуация, информация и т. д.) входит в него не непосредственно, а опосре-дованно — как объект деятельности и мышления. Следовательно, при работе с будущим "переделке" подлежит непосредственно мир мышления и деятельности работающего (а то, в какой мере и как это скажется на включенной в него природе — вещах, социальных институтах, про-фессиональной деятельности и т. д., — отдельная тема для рассмотрения), т. е. его работа с мечтой — расширение плана идеального, которая ста-новится первым шагом П. развития. "Идеальный план" — это гуманитар-ное знание (собранные человеком воедино смыслы, соответствующие им знаки и их значения, которые" живут" в его понятийном аппарате). Концепция как особая форма существо-вания понятий является средством формирования идеальной действи-тельности, образования и самообра-зования, самосотворения участников процесса работы с будущим. При этом необходимо четко понимать, что производимые ими действия по программе изменяют первоначальную ситуацию. Следовательно, каж- 832 Программирование

дый раз новая ситуация требует пе-ресмотра концепции (что изначально должно быть предусмотрено в программе) и, соответственно, пере-нормирования деятельности. Полу-чается, что разработка идеи и есть собственно П., "втягивающие" в себя и проектирование, и процесс ее (идеи) реализации. Поэтому ответственность за реализацию своих идей должна ложиться на плечи авторов-разра-ботчиков: гуманитарные программу и проекты, разработанные одной авторской групПой, нельзя передать кому-то другому для их осуществления.

При необходимости расшире-ния пространства работ каждый раз включающихся в программу новых участников необходимо "посвящать" в деятельность, передавая им всю полноту программного замысла. Со-ответственно, реализуемость, прак-тичность и эффективность замыслов оказываются прямой функцией форм самоорганизации, принимаемых ав-торской группой. С позиций деятель-ностного подхода жизнедеятельность человека характеризуется постоян-ным воспроизведением отношений "ситуация — способ деятельности", где "ситуация" означает условия протекания жизненных процессов, а "деятельность" — способы присвоения, а значит, и формирования си-туации. Соответственно, уровень со-циальной активности человека будет определяться качеством присваиваемой и образуемой им ситуации, владением способами присвоения и об-разования ситуации,организации деятельности по ее преобразованию, реализации преобразований и про-явлению отношения к преобразованной ситуации и своим действиям по ее преобразованию. Перечисленные факторы являются составными частями П. как средства реализации гу-манитарных технологий. Человек же, обладающий данными технологиями, является профессионалом — человеком, способным не только выполнить существующие нормы профессиональной деятельности, но и реализовать то, что он хочет (считает нужным), изменяя при этом в случае необходи-мости и сами нормы профессиональной деятельности (известные ему как нормативно одобренные способы де-ятельности), который, в отличие от специалиста, способен к развитию себя, собственной деятельности и цело-стной сферы своей профессиональной деятельности, кооперации с другими людьми и т. д. Активность профес-сионала выражается в мышлении, характере его мыследеятельности и регулируется его личностными цен-ностями и ситуационными целями. Профессионал — это субъект, у которого профессиональная деятель-ность входит в сферу его личностных ценностей и смыслов. Он деятель, об-ладающий своей профессиональной позицией. Профессиональная позиция человека описывается не только совокупностью его символических "капиталов" (экономическим, ин-формационно-образовательным, со-циальным потенциалами), но и теми специфическими видами практик, которые он осуществляет; она рас-сматривается как понятие, характе-ризующее профессиональную дея-тельность человека и его возможности в обеспечении развития сферы про-фессиональной деятельности. Содер-жательно профессиональная позиция определяется как личностная философия человека (ценности, носителем которых он является) в сочетании со способностью занимать определенные места в кооперированной сфере деятельности. Профессиональную позицию человека можно описать через определение его: а) уровня целеполагания, характеризующего наличие или отсутствие личностного смысла в деятельности и ее направ-ленность; б) профессионального те-зауруса (оперативного понятийного аппарата), предъявляющего уровень владения профессиональным языком и возможность артикулировать то, что он делает и собирается делать; в) технического репертуара (имеюще-гося набора средств и навыков для осуществления деятельности в профес-сиональной сфере), обеспечивающего возможность реализации человеком своей собственной профессиональной концепции. Профессиональные позиции людей проявляются в професси-ональных сообществах, которые, раз-рабатывая в сфере профессиональной деятельности идеальные представления, призваны обеспечить продуктив-ную совместную работу его участников, взаимоподдержку, интеллектуальный успех, выработку коллективно согла-сованных решений. Именно клубная организация деятельности является необходимым условием осуществления П.: если необходимо не только добиться цели, но и совершить ос-мысленное действие, то начинать свою работу надо в сфере клуба. Про-фессиональное сообщество как разно-видность клуба является социумом профессионалов, совместно осуще-ствляющим изменения характера и содержания профессиональной дея-тельности на основании реализации П. При П. многокомплексных дина-мических систем (к которым можно отнести и образовательные системы) недостаточно одного руководства: тра-диционная для организации отечест-венных систем деятельность руковод-ства является достаточно эффективной только в условиях технологизиро- ванных производственных процессов. Реформирование образования (как программная задача реализации гуманитарной технологии) делает необходимой управленческую деятель-ность. Ее осуществление возможно при появлении в образовании мето-дологической позиции, которая не фиксируется институционально, а присваивается сообществом нефор-мальным образом: методолог не про-ектирует системы, он занимается соорганизацией деятельности субъ-ектов, ее проектирующих. Н. Г. Алексеев выделяет пять методологических принципов (под которыми пони-мается совокупность сознательных, рефлексируемых и бессознательных, неотрефлексированных установок, определяющих получаемый в итоге продукт по схеме акта деятельности; постановка задач; используемые для их решения средства; общая органи-зация процесса и т. д.), которые до-статочно полно очерчивают совокуп-ность различных видов деятельности и их возможную со-организацию в общих процессах П. и проектирования гуманитарных систем: 1) построение взаимодействующей системы субъектов проектирования (их сов-местность); 2) развитие мыследеятельности как ядра создания и органи-зации образовательных общностей; 3) "выворачивание" в образование других сфер деятельности (как ведущий процесс построения сферы образова-ния); 4) рефлексивное развертывание одновременных и взаимосвязанных процессов проектирования и реализа-ции; 5) индивидуализация проектиро-вания. При этом необходимо помнить, что в методологических принципах выделяются два взаимосвязанных, но далеко не тождественных слоя (без единства которых любой методо-логический принцип перестает рабо-тать): онтологический (слой видения и понимания) и организационно-де- ятельностный (слой действия и его организации). Реализационными ка-тегориями П. являются: 1) организо-ванности мышления (метод, онтологи-ческая схема, предметные знания);

организованности деятельности (ис-следование, технология и инфраст-руктура функционирующей програм-мы, мониторинг и анализ ситуации);

феноменальность (образование и образовательный процесс, подготовка кадров и разворачивание квалифика-ции, материальные преобразования), задающие 9 срезов программы, движение по которым организуется линейно со своим временным хроно-топом и содержанием. Обеспечивая осуществление П., прежде всего не-обходимо выделить основные ориен-тации мысли профессионалов, на-меривающихся произвести те или иные преобразования, разрабатывая программу. Вспоминая схему "шага развития", можно заметить, что им необходимо: а) прорисовать и про-анализировать ситуацию предстоя-щего действия, собирающую в себе историю и современное состояние подлежащей преобразованию системы; б) сделать прогноз, а если это не-возможно, попытаться предсказать траекторию естественной эволюции системы и зафиксировать то ее будущее состояние, которое, собственно, не устраивает и побуждает к преоб-разованиям; в) прорисовать желатель-ное состояние системы; г) выложить свои ценности, самоопределиться, произвести инвентаризацию наличных подходов и представлений, ме-тодов и средств предстоящей работы, а при наличии дефицита озаботиться разработкой недостающих. А затем: 1) наметить ту или иную стратегию планируемых преобразований (с уче-том выявленных ранее обстоятельств и необходимости поддерживать ста-бильность жизни системы в процессе преобразований; 2) продумать возможные последствия своих действий и возможные ответные действия пред-ставителей других позиций, чьи ин-тересы так или иначе затрагиваются намеченными преобразованиями. Из этого схематичного перечня (именно перечня взаимосвязанных и взаимно дополнительных ориентаций, а не по-следовательности работ) можно сделать ряд важных выводов: 1. Развертываемая по перечисленным направлениям работа мысли может закончиться только вместе с завершением наме-чаемых преобразований, оестествле- нием их результатов. 2. Разработка концепции — самый ответственный и сложный (а следовательно, доро-гой и длительный) фрагмент преоб-разований. Ее (концепции) сущест-венное изменение, по сути дела, означает, что всю работу надо начи-нать сызнова: если вифдение исходной ситуации,прогнозы и картины будущего могут (и должны) сущест-венно меняться по ходу работы, то концепция, по идее, может лишь уточняться и корректироваться в деталях, в целом оставаясь неизменной. По смыслу дела концепция разраба-тывается в качестве долгоживущей организованности. 3. Работы по разным направлениям могут и должны осуществляться параллельно и во вза-имной увязке. 4. Реализация этой сложной интеллектуальной деятель-ности требует организации особой команды, каждый из членов которой имел бы свою специализацию, свои функции и границы ответственности.

С. Б. Савелова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПРОГРАММИРОВАНИЕ:

  1. Раздел IIМАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
  2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА
  3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО СЕКТОРА
  4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО СЕКТОРА
  5. Культура программирования
  6. ПРОГРАММИРОВАНИЕ
  7. 1.1. Методология процедурно-ориентированного программирования
  8. Нетрадиционные4.2.2.1.Методы линейного программирования
  9. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА
  10. Культура программирования в Мicrоsоft
  11. 1.2. Методология объектно-ориентированного программирования
  12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ОТКРЫТОЙ экономики