<<
>>

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБЩЕ-СТВО


— разновидность широко рас-пространенной в западных странах теории постиндустриального общества. Сторонники концепции П. О. (Турен и др.) считают, что постинду-стриальное общество, в котором воз-растающую роль играют компьютерные системы, соединенные в мощные коммуникационные сети, и их про-граммное обеспечение, становится в самой своей глубинной сущности обществом программируемых ком-муникаций.
Одна из примечательных его особенностей — резкое увеличение масштабов и разнообразия информации и связанное с этим воз-растание возможностей выбора человеком тех или иных информационных потоков. Об этом, в частности, свидетельствует большой и неуклонно возрастающий интерес к доступу к различным культурам, отдален-ным от нашей как во времени, так и в пространстве. А эта тенденция приводит к включению практически всех категорий населения во все более интенсивные коммуникации и обмены различными культурными ценностями и идеями. Все это резко расширяет социальное пространство для все более разнообразных куль-турных нововведений. В итоге расши-ряются возможности модернизации ценностных ориентаций, установок, жизненных позиций, открываются новые благоприятные пути к откры-тому обществу. Но возрастающая открытость общества отнюдь не сопро-вождается снижением его конфликт-ности. В отличие от индустриального общества, где основной классовый конфликт воплощен в противоборстве рабочего с боссом, в П. О. основной социальный конфликт пролегает между механизмом производства и управления, с одной стороны, и самим потребителем — с другой. Поскольку это общество становится более активным, мобильным и само-организующимся, способным создавать и реализовать все новые модели управления и культурных нововве-дений, постольку в нем возникает все более разнообразный и широкий спектр различных социальных действий и движений. Все эти разнород-ные и разнонаправленные действия и движения резко усиливают жиз-ненность и распространенность кон-фликтных взаимодействий, и это, в свою очередь, способствует более быстрой и эффективной адаптации социальной системы, ее отдельных сегментов к изменяющейся социо-культурной и экологической ситуа-ции. Такая насыщенность нововве-дениями всех сторон П. О. приводит к резкому возрастанию значимости для всех социальных субъектов их индивидуальности и идентичности. Идентичность в таких условиях ин-дивидуализируется и оказывается неразрывно связанной со все более разнообразными инициативами, ус-траняющими со своего пути тради-ционные барьеры (пример тому — движение контркультуры, "зеленых" и др.). П. О. наделяется в рамках данной концепции двумя важными отличительными чертами: 1. П. О. является частью природы и вместе с тем ответственно за защиту природы; 2. П. О. больше не признает над собой никакого божества, кроме себя самого, поскольку обладает способ-ностью трансформировать себя почти полностью или даже разрушить себя. Вот почему П. О. в качестве целого должно рассматриваться как система деятельности, в которой все более важную роль играют культурные нововведения. Вследствие этого, считает Турен, говоря о П. О., было бы более корректно слово "общество" заменить словом "культура", указывая тем самым, что оно соответствует более сложной, менее механической и менее стабильной модели органи-зации, открытой для разнообразных трансформаций. В этой социальной системе углубляется разлад между социальными отношениями, граж-данским обществом и государством. В ней область конфронтации посто-янно приближается к области знания и идей, а сердцевину социальных конфликтов составляет интеллекту- альный мир, способствующий само-порождению и углубленной саморе-флексии социальной системы.
Е. М. Бабосов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБЩЕ-СТВО:

  1. ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО
  2. Лекция №6. Обще-юридические аспекты ношения хозяйственно-бытовых ножей
  3. Объяснить причины появления предприятий, охарактеризовать основные группы человеческих потребностей.
  4. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  5. Кем Вы хотите стать, когда Вы растете?
  6. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  7. СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  8. ПОНЯТИЕ
  9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  10. ???????, ?.?.. ???? ?? ?????, 2008
  11. Часть III. КОМПЛЕКСНЫЙ ПРИМЕР РАСЧЕТА НАЛОГОВ ОРГАНИЗАЦИИ