<<
>>

ПРОГРЕСС

— тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выража-ется в их более высокой организа-ции, адаптации к среде, росте эволю-ционных возможностей.

О П. можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Понятие П. соотносительно понятию регресса — такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня орга-низации, сужение поля возможностей. Применительно к истории че-ловечества П. традиционалистски трактовался как социальный П. Представления об определенной на-правленности социальных изменений идут из глубокой древности. Античные авторы приходят к выводу о наличии только умственного П.; в нравственном отношении челове-чество регрессирует (Сенека), в соци-ально-политическом — имеет место постоянный циклический кругово-рот (Платон, Аристотель). Идею П. как движения к некоему будущему совершенству привносит христиан-ство, что, в частности, свидетельствует о религиозной составляющей теорий П., всегда (в основном неявно) в них присутствующей.
Христианство фор-мулирует идею нравственного П., опирающегося на свободный выбор личности. При этом достижение со-вершенства (спасения) выносится за пределы истории, когда в результате эсхатологической катастрофы насту-пит Царство Божие. Выдвигалась, правда, и другая концепция (хилиазм), утверждавшая возможность светлого конца истории (Тысячелетнего Царства Христова) уже здесь, на земле. Именно эта идея оказала ключевое влияние на множество по-следующих концепций П. В 18 в. фор-мулируется светская версия идеи П. На основе успехов естествознания в его механистической форме, ут-верждавших единство эволюционирующего мира, а также единство ис-торического процесса (Вико, Гердер), мыслители этого столетия (Тюрго, Кондорсе, Кант и др.) приходят (в духе фаталистического оптимизма) к выводу о неизбежности бесконеч-ного, исключающего какой-либо ре-гресс, совершенствования общества на основе торжества научного метода, разума, просвещения, которые приведут к идеальному обществу и идеальному человеку.
Мыслители 19 в. обращают внимание на под-черкнутую еще Руссо противоречивость П. и стремятся дать научное обоснование путей и этапов прогрес-сивной эволюции, включающей в ка-честве необходимого элемента и per- рессивные изменения. Таким образом, было снято отождествление П. и эволюции. При этом неизменной осталась идея о грядущем торжестве разумно устроенного общества: либо это самопознание абсолютного духа, воплотившегося в своей истине в идеальном государстве (Гегель); либо это торжество науки и положи-тельной философии в конечной гар-монической индустриальной стадии эволюции (Сен-Симон, Конт); либо это закономерное движение от одной общественно-экономической форма-ции к другой, когда в результате не-избежной пролетарской революции завершается предыстория человече-ства ("царство необходимости") и начинается его история ("царство свободы") в форме планомерно орга-низованного коммунистического общества (Маркс). Иными словами, все теории П. 18—19 вв. исходят (в духе хилиазма) из веры в возможность "земного рая", высказывая убеждение (особенно теории 19 в.), что челове-чество уже приближается к заклю-чительной стадии своего существования и что известна та истина, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории. А поскольку научно доказать это было невозможно, то теории П. приняли форму светской религии спасения через имеющее абсолютный характер общественное начало. Совершен-ное состояние мыслилось как преры-вание истории чудесным образом, причем чудо это трактовалось как всецелое и всеобщее. Социальные процессы 19 и особенно 20 в. обнару-жили явное несоответствие реальности разнообразным оптимистическим версиям П., в том числе и их новейшей технократической интер-претации. Оказалось, что прогрес-сивные изменения в одних измерениях сопровождаются регрессом в других, что сведение П. к любому одному аспекту деструктивно для сис-темы в целом, ведет к деградации общества и человека. Обсуждение проблемы цены П. привело к широкому распространению идущего от Ницше и др.
умонастроения "разо-чарования" в П., рассматривающего историю как упадок и регресс, а саму идею П. как суеверие. Современ-ная социальная мысль отказывается от идеи совершенного общества, которое якобы преодолеет трагизм и страдания человека, подчеркивает необходимость выявления личност-ного смысла П., который не может быть сведен только к изменению социальных форм, вера в однозначную спасительность которых безответственна. Причины кризиса идеи П. — в сути самой индустриальной эпохи, ее неуемного стремления к облада-нию, абсолютной свободе и безбреж-ному счастью, что ведет к росту аг-рессивности и насилия по отношению к природе и человеку. Одновременно это и кризис классического рациона-лизма. Иными словами, необходим отказ от мысли, что возможна такая идея, которая откроет абсолютную форму жизни, и от надежды, что когда-нибудь такой счастливый эпилог исторической драмы будет до-стигнут. П. в истории должен быть понят не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к вечному идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности (Бердяев, Ортега-и-Гассет, Фромм, Новгородцев и др.). Особую сложность представляет проблема критериев общественного П. В истории социальной мысли при всех частных нюансах можно выявить два пути решения проблемы в зависимости от того, какое начало считается исходным — общество или личность. В первом случае критерием П. при-знается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого, а иногда и единствен-ного условия этого рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического П. (Ге-гель, Конт, Маркс, Спенсер, Ростоу и др.). При втором подходе критерий П. усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья и благоденствия, в соци-альном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации (Михайловский, Сорокин, Фромм и др.). Исторический опыт показывает, что вторая позиция бо-лее реалистична и одновременно универсальна и гуманистична, ибо, признавая несомненную проблема-тичность человеческого существования, она обосновывает идею, что мир личности шире и глубже любой об-щественности, он бесконечен, а потому не "обетованная земля", а не-преклонная личность — последняя опора социума, чем утверждается подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной ак-тивности.
Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий П. Однако при этом возникает вопрос о "единице" измерения счастья и свободы личности, о способах ее связи с интересами целого, особенно в свете широко рас-пространенных идеологем, что одни поколения должны страдать, чтобы обеспечить счастье других. За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма (Ницше) и абсо-лютного коллективизма (марксизм). Решение проблемы может быть сле-дующим: "Свободная личность — вот основание для построения обще-ственного идеала, но личность, не отрешенная от связи с другими, а носящая в себе сознание общего закона и подчиняющая себя высшему идеалу" (Новгородцев). Основой этого является абсолютный идеал добра (утверждение безусловного нравст-венного достоинства личности), во-площенный в системе абсолютных ценностей. Этот идеал имеет вне- опытное происхождение и удостове-ряется только верой, но историчес-кий опыт (особенно 20 в.) показывает, что отказ от него и абсолютизация каких-либо относительных ценностей неминуемо ведут к социальному регрессу. Поэтому для спасения ци-вилизации, для ее подлинного П. не-обходим новый гуманизм, человече-ская революция в форме изменения отношения человека к себе и дру-гим, становление культурного уни-версализма (Бердяев, Фромм, А. Печ- чеи, Ясперс и др.). Современное понимание П. отвергает идею неумо-лимости П. в силу объективных со-циальных законов и строит свои рас-суждения на принципе "есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш", не считая этот мир окончательным. Социальный процесс включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желатель-ных) зависит от людей, а не изначально задан. Для понимания тенденций важны не столько описания будущего, сколько широкая социальная информация об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор. Иначе го-воря, П. может быть понят как единство относительного и абсолютного: эволюция относительных явлений бесконечна и разнонаправленна, но на каждой ступени этого процесса осуществляется абсолютное, что и может быть признано за закон соци-ального П. (Новгородцев, С. Булгаков). История не выстраивается в прямую линию, это совокупность множества ситуаций и форм, обязы-вающая признать единственно под-линной социальной реальностью живую человеческую личность, через которую должны быть осуществ-лены идеальные требования.

Г. Я. Миненков

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПРОГРЕСС:

  1. 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
  2. О критериях прогресса
  3. ПРОГРЕСС
  4. Об историческом прогрессе
  5. Отрицание и идея прогресса
  6. Тема 16. ПРОГРЕСС И ЕГО КРИТЕРИИ
  7. § 3. Прогресс как проблема
  8. 6.5. Статистическое изучение научно-технического прогресса в торговле
  9. ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПРОГРЕССА, ВЫ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАЧАТЬ!
  10. 27.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМ АМОРТИЗАЦИИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
  11. 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории.Общественный прогресс и его критерии.
  12. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРО-ГРЕСС
  13. 3. Развитие и его критерий
  14. ПОЛИМОРФНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ
  15. САМОСУБЛИМИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
  16. САМОСУБЛИМИРОВАНИЕ СЕК-СУАЛЬНОСТИ
  17. Чей план вы приняли?