ПРОИЗВОДСТВО
— одно из основных понятий социологических и экономических дисциплин традици-оналистского типа, отражающее ак- тивно-деятельный способ бытия человека в мире. Под П. понимают: 1) П.
средств к жизни, необходимых для удовлетворения потребностей (материальных, духовных); 2) П. самого человека (продолжение рода, воспроизводство человека как детер-минированного культурой существа). Философские концепции П. развиваются в рамках выдвижения на первый план цивилизационных (организационно-технологических), а не идеологических аспектов. В подобном русле развивали свои идеи представители Франкфуртской школы. Технологический акцент — типичная черта концепций индустриаль-ного, постиндустриального, информационного обществ, модернизации производственно-технологических отношений. Высокая динамика изменений в П. как единой системе ак-туализировала проблему интерпретации философской, метанаучной, конкретно-научной рефлексии, раз-работки методологии, способной обозначить основные подходы к творческому применению нарабатываемых теорий, адекватной оценке ситуаций в П. П. не только идеальный тип, но и культурологическое явление. Поэтому в его исследовании важную роль играет теория культуры, дающая комплексное представление о региональных, национальных факторах в П. Футурология П. — это попытка прогнозировать динамику потребностей человека и способов их удовлетворения.А. И. Лойко
ПРОКЛ (ок. 410—485), по прозванию Диадох, т. е. "преемник", — греческий философ-неоплатоник. Родился в Константинополе, в 20 лет переехал в Афины. Учился в Александрии у грамматика Ориона, по-томка египетского жреческого рода; математике — у Герона; ученик неоплатоника Плутарха и его дочери Асклепигении, по преданию посвятившей П. в тайные учения. Путешествовал по Азии, где, по словам биографа Марина, "не упустил знакомства с таинствами, древнейшие уставы которых еще блюлись в Азии".
В 437 стал преемником учителя Си- риана, руководил платоновской Ака-демией. Аскет, пифагореец по образу жизни, не был женат, соблюдал посты по египетской религии и культу Кибелы, очищался священнодей-ствиями в честь Матери Богов. Почитал орфические стихи, пророчества халдейских оракулов. Из нескольких тысяч страниц литературно-фи-лософского наследия П. многие остаются малоисследованными. Основные труды: "Элементы теологии" (211 тезисов системы неоплатонизма), "О бо-гословии Платона", комментарии к 12 диалогам Платона, "О промысле, судьбе и о том, что в нас", "Орфи-ческая теология", "Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами", "Об ипостасях зла", комментарии к "Элементам" Евклида (единственный сохранившийся труд по истории математики в Древней Греции до Евклида) и др. Фило-софия П. основана на неоплатонических воззрениях. Согласно П., над всем существует Единое Первоначало, Божество как превосходящее всякое понятие и определение Сверхсущее и Неизреченное (общая идея для восточной мистики и эзотерических учений). Начало мира составляют "три ипостаси" — Единое или Благо, Ум и Мировая Душа (ср. у Платона, Плотина). Развитие мира происходит по закону триад: все существа, группы и иерархии существ проходят три ступени жизни: 1) пребывание в Едином и в единстве с Ним, это — жизнь в Неделимом Начале, Отце, Потенции; 2) выступление из себя, эманация и дифференциация, переход во множество, это жизнь в Матери, Женском Начале, Силе, энергии; 3) возвращение к себе, возведение расторгнутого множества в единство, синтез. (Похожая трой-ственная схема применялась Гегелем в его диалектической философии Абсолютного духа.) Космогония П. строится на движении (эманации и эволюции) иерархического универ-сума: трех ипостасей в единстве — Единого, Ума и Мировой Души. В Едином пребывают сверхсущие единицы — Божественные существа — в гармонии и абсолютном единстве. Единое порождает Ум, в котором развиваются триады сущих умов. Они составляют умопостигаемый мир (мир идей, мыслей, первообразов). Мифологическая философия Ума у П. основана на мистике Божественных чисел, греческой мифологии и теогонии. Ум эманирует в Мировую Душу. Мировая Душа связывает умопостигаемый мир с чувственным и расчленяется на множество иерархически расположенных существ: Божественных, демонических, аст-ральных, животных, человеческих. Они соединяются с материальным миром, в котором проходят процессы совершенствования. По П., причина зла.не в материи, а в отвращении человека от умопостигаемого мира (мира высоких мыслей) и привязанности к чувственным предметам. П. признает древнее учение индусов, египтян и греков о переселении душ, но не допускает переселения человеческих душ в животные тела. Задача человека — познать высшую силу души, которая находится выше ума и способна к воспри-ятию абсолютно-единого, т. е. того, что выше всемирного Ума (ср. Атман в индуизме, "огненное зерно" в Агни- Йоге). П. называет эту высшую силу "цветом нашей сущности", "тем единым в душе, что лучше и ума в ней". Последняя цель человека — мистическое слияние с Божеством. Оно про-исходит через действие трансцендентальной силы души, которое П. называет мистическим энтузиазмом или священным безумием. Человек готовит себя к восприятию ее духовной практикой самосовершенствования. П. выделяет три главных принципа нравственной жизни: 1) чистая любовь (ср. Эрос у Платона); 2) умозрительное познание истины (созерцание); 3) дела веры и благочестивые упражнения — молитвы, жертвоприношения и теургия с применением музыки и поэзии (ср. в школах Пифагора, поэзия у Ауробиндо Гхоша). Крупнейшие последователи П. —Николай Кузанский (Запад), Иоанэ Петрици (Восток). Философско-религиозное учение П. — одна из крупнейших попыток в античной истории философии свести всю совокупность религиозных, научных знаний в одну завершенную систему. Оказал существенное влияние на становление монотеизма (см. Христианство).
В. В.Лобач
Еще по теме ПРОИЗВОДСТВО:
- 1.10. Надзорное производство Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
- МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ СОВОКУПНОЙ ПРОДУКЦИИ СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ФОРМ БОГАТСТВА И УСЛУГ В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ
- ПРОИЗВОДСТВО
- 4. Учет вспомогательного производства
- 27. Издержки производства
- Раздел III. Затраты на производство
- 8. ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
- Глава 6. ПРОИЗВОДСТВО
- 20.Основное производство
- 15. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
- МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- 39. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- 4.5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
- 40. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
- 7.13. Прекращение производства по делу