<<
>>

ПРОЛЕТАРИАТ


(нем. proletariat от лат. proletarius — обозначение пред-ставителей неимущих социальных слоев в Древнем Риме; также — рабочий класс) — социально-философское, социологическое и политологическое понятие, используемое для обозначения совокупности социальных групп в обществе, лично свободных, но не имеющих собственности на средства производства либо землю, вынужденных в той или иной форме продавать свою рабочую силу.В истории обществоведения вплоть до второй четверти 19 в.
П. традиционно трак-товался как общность социальных аутсайдеров и маргиналов, не спо-собных ни к осознанию собственных политико-экономических интересов, ни к консолидации в самоосознающий социальный класс, ни к инициированию конструктивных системных трансформаций социума. Стремительный рост удельного веса П. в со-циальной структуре общества при капитализме, его тяжелое материальное и духовное состояние как результат перманентного нарастания общественных напряжений фазиса раннего индустриального общества, радикальные по содержанию и сило-вые по форме репертуары борьбы П. за удовлетворение собственных требований (Западная Европа второй— третьей четверти 19 в.) результи- ровались в конституировании иных трактовок исторических судеб П. Диапазон последних варьировался от реформистских программ обретения П. гражданских прав в полном объеме с последующим реформаторским преобразованием буржуазного общества в общество социальной справедливости — до мессианист- ских трактовок П. как главного носителя идеи коммунизма и сопря-женных волюнтаристских процедур его построения, результатом чего выступит "освобождающий весь мир подвиг". Первым цельным программным документом такого рода явился "Манифест Коммунистической пар-тии" Маркса — Энгельса. Содержание дальнейших полемик по проблеме социально-исторического статуса П. определялось многомерной альтер-нативой возможных общественно-по-литических ориентаций как представителей самого П., так и его лидеров: на одном ее полюсе помещались модели классового сотрудничества, предполагающие возможность инте-грирования П. в структуры "демо-кратического капитализма" с последу-ющей трансформацией его в "средний класс" буржуазного общества (лидеры европейской социал-демократии конца 19—20 в.), на другом — социальные программы насильственного тотального разрушения существующего строя пролетарскими массами, организуемыми и направляемыми их собственными вождями (Маркс — Энгельс) либо организацией профес-сиональных революционеров (Ленин) в ходе "пролетарской революции" и установления "диктатуры П.". Исто-рический неуспех второй альтернативы был обусловлен рядом социально-экономических трансформаций социума в 20 в. вкупе с определенными духовными феноменами: а) достижения системы "демократического капитализма" в преодолении гло-бальных экономических кризисов, в противодействии геополитической экспансии тоталитарных режимов, в сохранении либерально-демократи-ческой системы ценностей (см. Демо-кратический капитализм, Открытое общество); б) реальная антигуманная общественная практика социалистических и национал-социалистских режимов в государствах "победившего П." или "победивших трудя-щихся" (см. Большевизм, Социализм, Коммунизм, Тоталитаризм, Фашизм); в) жесткая опережающая критика интеллектуалами Европы и США радикально-силовых репер- туаров классовой борьбы П. наряду с опровержением догматов "научного социализма", марксизма и ленинизма (см. Аренд, Арон, Бердяев, Бернштейн, Гароди, Ильин, Каутский, Лебон, Поппер, Райх, Ростоу, Фромм, Хайек и др.). Тем не менее возможные сценарии глобального развития планетарного сообщества в 21 в. (см. Геополитика) сохраняют определенный потенциал саморазвития программ силового переустройства мирового порядка "в интересах П., трудящихся и угнетенных всех стран" как результата противоборства наиболее развитых постиндустриальных держав ("большая семерка") и государств — их нынешних сырье-вых придатков.
А. А. Грицанов
ПРОПЕДЕВТИКА (греч. propaideio — предваряю) — сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т. е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответсвую- щей дисциплины. В философской традиции до Канта П. часто называли общий курс аристотелевской логики, предваряющей изучение конкретных наук как специальных отраслей знания. Кант в качестве философской П. предложил рассматривать свою трансцендентальную философию (в строгом смысле — трансцендентальную логику), исследующую источники и границы чистого разума. Гегель в свою очередь значение П. приписывал диалектической логике, предметом которой выступает мышление как таковое.
А. Н. Шуман
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПРОЛЕТАРИАТ:

  1. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА
  2. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА
  3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛИСТОВ - УТОПИСТОВ
  4. 49. Правопонимание советского времени
  5. ДИКТАТОР
  6. 2. Деятельностное направление
  7. ТЕОРИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА В «КАПИТАЛЕ» К. Маркса
  8. ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924
  9. 66. Общая характеристика конституции РСФСР 1918 г
  10. 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).