<<
>>

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ


— философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование (в П.), с другой — процессы смены их друг другом (во В.), продолжительность их существования.
В. и П. являют собой несущую конструкцию любой известной до сих пор объяснительной картины мира. Определение хотя бы в самом первом приближении масштабов в П. и рит-мики смены во В. всех действительных и потенциально мыслимых природных и общественных систем как процедура представления фундаментальных параметров бытия является необходимым условием не только процесса постижения мира человеком, но и осознание последним самого себя. Принципиально различными в трактовке П. и В. в истории философии выступали подходы, постулирующие их как: а) такие формы бытия, которые полностью автономны от тех явлений и вещных систем, которые в них "помещены" и в них существуют и являются; б) такие по-рядки, такие внутренние "меры" природно-социальных систем, которые задаются их взаимодействием и обусловлены их природой и ха-рактером. В модели мироустройства Ньютона П. и В. трактовались как однородные, универсальные и абсо-лютные формы бытия. Идеи "пустого" П. и абсолютного, автономного от человека В. были переосмыслены как философской традицией Декарта, постулировавшего их "заполненность" и обусловленность осуществляющимися взаимозависимостями и взаимодействием вещей и явлений, так и физикой 20 в., сформировавшей представление о едином "П.-В.", задающем многомерные метрики бытия и тем самым интерпретирующее В. всего лишь как одну из координат многомерного пространствен- но-временного континуума. В истории философии было принято различать "объективное" В., могущее фиксироваться соразмерно процессам в микромире либо ритмам движения небесных тел (и которому в таком смысле отказывает в праве на существование современная физика), и В. "субъективное", связанное с его осознанием людьми и распадающееся в зависимости от формы своей артикуляции на перцептуальное и концептуальное. В рамках концептуальных моделей возможно многомерное пространство, не апплицируемое на трехмерный мир, и нелинейные модели те-чения времени. В философии 20 в. доминирует понимание В. как условия возможности, как предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе, а следовательно, постулирование того, что В. отсутствует и в субъекте и в объекте, и "вовне" и "внутри" (Хайдеггер). (См. также Социальное время, Переоткрытие времени, Событийность, Эон.)
А. А. Грицанов
ПРОТАГОР (ок. 490—ок. 420до н. э.) — древнегреческий философ. П. — из-вестнейший из софистов (называл себя "софистом и учителем людей"), один из основателей этой школы. Был близок к окружению Перикла. Сочинения П.: "Наука спора", "О пер-воначальном порядке вещей", "О го-сударстве", "О добродетелях", "О су-щем" и др. В 411 до н. э. был обвинен в атеизме и приговорен к смертной казни, книга "О богах" была сожже-на. После помилования изгнан из Афин. П. приписывается авторство фразы: "О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, каковы они по виду; а причина тому: неясность вопроса и краткость человеческой жизни". Главное поло-жение философии П.: "Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и не сущих в их небытии". Невозможна всеобщезначимая истина. Всякое мнение, по П., истинно и всякая истина есть чье-то мнение. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо "тот же" человек становится другим человеком. В этом смысле, по мне-нию П., все относительно. Невоз-можно противопоставлять "человеческое" (основанное на чувственном опыте) знание "Божественному" (про-никающему в скрытую сущность явлений). Не существует, согласно П., никакой "сущности явлений", кроме собственно явлений. "П." — название одного из сочинений Платона, в котором речь идет о поучительности добродетели и ее единстве.
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ:

  1. 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
  2. Пространство и время
  3. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
  4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ
  5. ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ
  6. Тема 26. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ — КОРЕННЫЕ
  7. Глава XXII. Пространство и время
  8. 3. Рабочее время и время отдыха водителей
  9. Раздел 8. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
  10. Социальное пространство
  11. Диспач. Диспач за все спасенное время. Диспач за рабочее спасенное время. Расчет стадии вкруговую