<<
>>

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ


— философские категории для обоз-начения во всеобщей форме таких эмпирически проявляющихся ка-честв, как протяженность и длительность. В истории философии наличие представлений или понятий пространства и времени никогда никем не отрицалось; оспаривалось лишь, принадлежат ли пространство и время самому предметному миру или же являются особыми свойствами самого человека (его системы восприятия и мышления).
Для сти-хийного материализма и натурфилософских представлений характерно понимание времени и пространства как объективно существующих качеств внешнего мира. Свое логическое завершение такой подход находит в физике и натуральной философии И. Ньютона. В его концепцию включены понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Первое есть бесконеч-ная протяженность, «вместилище» для всей материи, а второе — равномерно текущая бесконечная длительность. И то, и другое не зависят от каких-либо процессов внутри самой материи. Именно такая «абсолютная независи-мость» пространства и времени позволила И. Канту сделать пара-доксальный вывод о том, что они, по-видимому, вообще принадлежат не миру нашего опыта, а самим познавательным способностям человека. Иными словами, мир, существующий вне человека и безотносительно к его познанию, обладает принципиально недоступными нам параметрами. Лишь когда мы делаем его фрагменты «вещами-для-нас», мы оформляем их временем и про-странством. Время и пространство для Канта —это априорные (до-опытные) формы чувственного созерцания, изначально присущие человеческой способности восприятия. По Канту, вывести, абстрагировать из реальности время и пространство невозможно. Традиция объективного идеа-лизма Нового времени продолжает платоновский подход. Пространство и время выступают как всеобщие внешние условия бытия тел, но созданные вместе с материей Богом (религиозные кон-цепции) или выступающие как фор-мы Абсолютной Идеи (например, у Гегеля). Диалектико-материалисти- ческое учение о пространстве и времени состоит в понимании последних как «всеобщих атрибутов и форм движения материи». Тем самым считается, что пространство и время неразрывно связаны с материей, а к их свойствам относятся: единство прерывного и непрерывного; количественная и качественная бесконечность. Различают метрические характеристики (т.е. связанные с процессами измерения) и топологические (например, связность и симметрия пространства, и одномерность, необратимость вре-мени). Огромный вклад в формирование современных представлений о пространстве и времени внесла специальная теория относительности А.Эйнштейна, вырабо-тавшая положение о едином «ма- териально-пространственно-вре- менном континууме», где все три параметра взаимосвязаны и относительны друг друга. Дальнейшее раз-витие физической наукой понятий пространства и времени привело к определенным логическим и теоре-тико-познавательным трудностям, и в настоящее время невозможно говорить о проблеме статуса про-странства и времени как о закрытой, вполне разрешенной философской проблеме. Вопросы соотношения безграничности и бесконечности, обратимости и необратимости, мно-гомерности и др. еще предстоит осмыслить. Пристальное внимание уделяется исследователями XX в. новым аспектам пространства и времени — историческое пространство и время, психологическое, культурное, духовное. Понимать ли эти аспекты как грани реального бытия или лишь моменты нашего познания мира? Многие вопросы остаются от-крытыми.
Протестантизм
ПРОТАГОР из Абдер (ок. 480—410 г. до н. э.) — древнегре-ческий философ, один из влиятельнейших софистов. Путешест-вовал по всей Греции как платный «учитель мудрости» (риторики). В не дошедших до нас сочинениях по грамматике и логике первым исследовал способы доказательства (Диоген Лаэртский, IX кн.), выдвинул учение об искусственном происхождении языка (Платон. «Протагор»). Цель изучения языка и мышления Прота- гора состояла, по Аристотелю, в том, чтобы «худшее рассуждение сделать лучшим». Эта цель имела принципиальное оправдание в установке Протагора, выражен-ном в его положении: «человек есть мера всех вещей, существующих что они существуют, несуществующих что они не существуют». Для обоснования этого принципа Протагор сделал крайние логические выводы из учения Гераклита об изменчивости, теку-чести всего существующего. Все свойства вещей суть отношения и зависят в первую очередь от организации воспринимающего субъекта, его состояния. Ничто из нам доступного не обладает свойствами само по себе. Поэтому «все есть и не есть, все подлежит противоположным ут-верждениям, все сказывается обо всем и ничто ни о чем». Все относительно и условно, мера всему — человек и его мнения; объективной истины нет, знания нет, есть только более или менее убедительные мнения. Следовательно, нет смысла говорить о том, что хорошо или спра-ведливо само по себе; абсолютных моральных ценностей не существу-ет. Известно, что Протагор говорил: «О Богах я не имею возможности ут-верждать ни того, что они есть, ни того, что их нет», так как «неясность предмета» и «краткость человече-ской жизни» препятствуют получе-нию такого знания. Был обвинен в атеизме.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ:

  1. 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
  2. Пространство и время
  3. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ
  4. ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ
  5. ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ
  6. Тема 26. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ — КОРЕННЫЕ
  7. Глава XXII. Пространство и время
  8. 3. Рабочее время и время отдыха водителей
  9. Раздел 8. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
  10. Социальное пространство
  11. Диспач. Диспач за все спасенное время. Диспач за рабочее спасенное время. Расчет стадии вкруговую
  12. ПУСТОТА И БЕСКОНЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ХІУ в
  13. СТРАХ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА (КЛАУСТРОФОБИЯ)