ПРОСВЕЩЕНИЕ
— под П. принято понимать культурно-идеологичес-кое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических от-ношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, П., независимо от национальных особенностей его про-явления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П.
— это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны... Имей мужество пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смысле слова П. впервые оформляется во Франции — стране, где его основные черты выразились с наи-большей классической четкостью и радикальностью, приобретая наиболее яркие и последовательные фор-мы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала Французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж. Мелье. С середины 1740-х развернули свою деятельность Ламе- три, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюр- го, Гельвеций и Гольбах. Начиная с этого времени и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем 838 Пространство и Времячеловеческого общества, свободомыс-лие и антидогматизм,антиклерикализм, политический радикализм.
Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние на последующее развитие философии. Сравни-тельно поздно — с середины 18 в. — на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая плеяда блестящих мыслителей: Виланд, Jlec- синг, Гердер, Клопшток, Гёте, Шил-лер и др., оказавшие большое влияние и, по сути, подготовившие почву для великих идеалистических систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немец-кое П. отличалось крайне осторожным отношением к религии, что в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смяг-чившей их благодаря введению здесь специфически немецкой формы протестантизма — лютеранства. Другой особенностью немецкого П. явилось наличие здесь, в отличие от ряда других стран, объединяющей идеи, сумевший сплотить различных по духу его представителей — от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умеренных. Такой стала идея национального единства немецкого народа, его права на свободное развитие национальной культуры, литературы и языка, что впоследст-вии во многом содействовало скла-дыванию единого германского госу-дарства. Можно отметить такую черту немецкого П. в целом, и немецкой литературы в особенности, как их высокую степень философичности, что во многом способствовало их единству с высочайшими образцами про-фессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Франклин, Пейн), в России (Радищев, Нови-ков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и П. получили развитие в трудах Нарбута, И. Я. Массальского, К. Бо- щеславского и др.Т. Г. Румянцева
Еще по теме ПРОСВЕЩЕНИЕ:
- ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Эпоха Просвещения
- ПРОСВЕЩЕНИЕ
- 19. Политика и право эпохи Просвещения
- 3. Проблема человека и общества в философии Просвещения
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- Джон Локк
- Итальянская философия
- Франкфуртская школа
- Содержание
- Немецкая классическая философия
- САКРАЛЬНОЕ (от лат. sacrum — священное
- 39. Формирование абсолютизма в России и его идеологические доктрины XVII – первой половины XVIII вв
- КОНЦЕПТУАЛИЗМ
- Скептицизм против метафизики
- 1. Социальные и гносеологические основания немецкой философии
- СОЦИНИАНСТВО
- 44. Православие, самодержавие, народность: официальная доктрина монархии в России
- 2. Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
- СОЦИНИАНСТВО