<<
>>

ПРОТЕСТАНТИЗМ

(лат. protestans — протестующий) — 1. Антикатолическое движение периода Реформации. Термин "П." входит в употребление после II Шпейерского рейхстага (1529), где пятеро немецких князей-лютеран и ряд имперских городов выразили протест против принятого большинством голосов решения об отмене действовавшего в Германии (с 1526) принципа "чья власть, того и вера": имя "протестантов" было атрибутировано тем, кто опротестовал заключение большинства.

Оформление П. связано с деятельностью Лютера и Кальвина. В общем контексте крити-ческого пафоса Реформации Лютер выдвигает программу радикальной реформации западно-христианской Церкви. Отлученный от церкви Папой, Лютер оказался перед выбором: идти дальше в своем противлении или признать свою критическую позицию ошибочной и покаяться. Он выбирает первое: публично сжигает папскую буллу 1520 и начинает отрицать богоустановленность церковной иерархии. Таким образом, П. конституируется через окончательное отречение от Рима и внеположе- ние католичеству.
2. Одна из трех христианских конфессий (наряду с православием и католицизмом). Ве-роучение П. фундируется двумя ба-зисными основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Принцип sola fide предполагает предельную арти-куляцию статуса веры как в рамках протестантского вероучения в целом, так и в рамках сотериологии (греч. soterion — спасение, logos — учение) — в особенности. П. подразумевает убежденность в совершенной ясности Библии, только приобщение к которой спасает человека. Для понимания не нужно никаких посредников (т. е. клира, что фундирует основополагающую идею П. о священстве всех верующих), никакой традиции (предания) — для этого нужна только вера во все, о чем сказано в Библии. Речь идет не о молчаливо-пассивном восприятии истин Писания, но об особом состоянии, которое выражается в любви и добрых делах, совершаемых не из-за страха вечных мучений, но по вере.
Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не вправе взять ее на себя. В принципе sola scriptura выражается намерение протестантов строить свою жизнь исключительно по слову Евангелия: только то, что указано в Священном писании непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания. Однако нельзя считать протестантов теми, кто отрицает земную церковь. П. пытается выстроить идеальную церковную организацию, на-подобие той, которая существовала в Древней Церкви (от идеи "общества свободных во Христе" у Лютера до современных версий ривайвелиз- ма — движение за возрождение идеалов апостольской церкви). Особенно ярко учение П. представлено в символических книгах: "Большой катехизис" и "Малый катехизис" Лютера (1529), "Аугсбургское испо-ведание" (1530) и "Апология Аугсбург- ского исповедания" (1530) Ф. Меланх- тона, "Шмалькалденские члены" (1536) Лютера и "Формула согласия" (1580) — лютеранские; "Первый катехизис" (1536), "Женевский катехизис" (1545), "Женевское соглашение" (1551) Кальвина, "Галликанское ис-поведание, или Исповедание веры французских церквей", "Гейдель- бергский катехизис" и др. — кальвинистские. Наиболее яркой чертой протестантской теологии является отказ от метафизической проблематики понимания истин веры в пользу их практического осмысления (этика, социальное служение, диакония). Особенной чертой протестантской теологии является и ее крайняя рацио-нализация, только изредка опротесто-вываемая отдельными мыслителями. Питаясь в своем возникновении во многом теми же источниками, что и мистика (идея непосредственного контакта души верующего с Богом, перенос акцента с внешней стороны культа на индивидуально-психологические, духовно-нравственные аспекты веры, т. е. предельно развивая основоположения теизма), П. практически не порождает мистической практики в классическом ее варианте (см. Квиетизм, Пиетизм). Организационно П. представлен мно-жеством независимых церквей и сект, связанных как с традицией раннего П.
(лютеранство, цвинглианство, кальви-низм, унитарианство, социнианство, меннонитство, англиканство и др.). Церковные организации П. продолжают дифференцироваться вплоть до настоящего времени и насчиты-вают на настоящий момент более 400 млн. человек. Наибольшее распространение П. получил в США,

ФРГ, Скандинавских странах, Вели-кобритании, Канаде, Швейцарии. Интеграционные интенции современного П. нашли свое выражение в создании Всемирного Совета Церквей (Амстердам, 1948). 3. В расширительном смысле — историческая форма развития европейской культуры. Такое понимание П. конституировалось в философской традиции после Шлейермахера, который (в отличие от Лейбница и Г. Калиста, определявших П. как религиозное течение) трактует его в качестве особой "исторической эпохи", что задает интерпретацию П. как специфического направления развития культуры. (См. также Протестантская этика, Диалектическая теология, Лютер.)

А. В. Васин

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПРОТЕСТАНТИЗМ:

  1. ПРОТЕСТАНТИЗМ
  2. ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. protestans - протестующий
  3. ТЕУРГИЯ (греч. theos - бог, ergon - работа; букв. - боготворчество
  4. Часть 10
  5. ТЕУРГИЯ
  6. ФИЛИОКВЕ
  7. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
  8. СУДЬБА
  9. НОУМЕН
  10. АПОЛОГЕТИКА
  11. ФИЛИОКВЕ(лат. filioque - и от сына
  12. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА
  13. "СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  14. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА
  15. СИМВОЛ ВЕРЫ (слав. эквивалент лат. credo