ПРОТИВОРЕЧИЕ
— центральная категория диалектики. В принципе диалектика сводится к изучению П. в самой сущности предметов. Ста-новление категории П. в истории философии связано с вопросом об ис-точниках движения.
При его обсуждении обнаружились две основные точки зрения, две концепции — ме-тафизическая и диалектическая. Если для метафизики источник движения всякого предмета — толчок, какое-то внешнее обстоятельство или условие, то диалектика усматривает этот источник в самом предмете (пред-метах). Это особого рода отношение, — отношение между противоположными (т. е. взаимосвязанными и в то же время существенно различающимися, взаимоисключающимися) сторо-нами, свойствами предмета, или П. "Противоречие, — писал Гегель, — ...есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоре-чие, оно движется, имеет побуждение и деятельно". Существование П. связано с многообразием элементов единого целого. Всякое несоответствие, рассогласованность в его струк-туре означают возникновение П. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку П. носит универсальный характер и мир на-ходится в постоянном изменении и развитии. Рассогласованность в зарядах электронов и атомного ядра влечет изменение химического элемента; неспособность существующей теории объяснять новые факты требует создания новой теории, означающей скачок в развитии научного знания. Как правило, предмет пред-ставляет собой систему взаимодействующих П. Одни выражают борьбу внутренних сил в предмете (внутренние П.), другие характерны для связей с другими предметами (внешние П.). Например, ассимиляционно- диссимиляционные несоответствия, приводящие к росту живых организмов, являются внутренними П., в то время как П. организмов со средой суть внешние относительно этих ор-ганизмов. Среди внутренних П. есть главные, основные, ведущие, непо-средственно связанные с сущностью предмета, и неосновные, второсте-пенные, зависимые от основных и лежащие как бы на периферии его развития. Категория П. позволила сформулировать один из важнейших законов диалектики, ее "ядро", — закон единства и борьбы противо-положностей. П. в формальной логике — отношение между двумя суждениями, из которых одно явля-ется отрицанием другого: А и не-А. Формально-логические П. недопус-тимы в строгом рассуждении, поскольку смешивают истину и ложь.В. Ф. Берков
Еще по теме ПРОТИВОРЕЧИЕ:
- 2.2. Противоречия социализма как противоречия общенародного присвоения средств производства
- Противоречие
- ПРОТИВОРЕЧИЕ
- Понятие бога и его противоречия
- Тема 28. ПРОТИВОРЕЧИЕ КОНЕЧНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО
- 3.4. Противоречия финансовой стабилизации и экономического роста
- Противоречия и гармония идут рука об руку
- Религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
- ЗА ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ ПОЗИЦИЯМИ НАРЯДУ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ НАХОДЯТСЯ РАЗДЕЛЯЕМЫЕ И ПРИЕМЛЕМЫЕ ИНТЕРЕСЫ
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия.Закон единства и борьбы противоположностей.
- ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖ-НОСТЕЙ
- НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ
- НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ «социального рыночного хозяйства»
- НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ «социального рыночного хозяйства»
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center