<<
>>

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ


(от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) — христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшиеся с П.-Д.
А., выступали: Петр Ивер (412—488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д. А. — "Corpus Areopagiticum" — включает четыре трактата ("О Божественных именах", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О мисти-ческом богословии") и десять посланий. Труды П.-Д. А. (в переводе на латинский язык, осуществленным Иоанном Скотом Эриугеной)стали известны на Западе с 9 в. и стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М. Фичино и др. Сочинения П.-Д. А. написаны от имени персонажа новозаветных "Деяний апостолов" (17, 34) — образованного граждани-на Афин, обращенного в христианство в 1 в. проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просу-ществовала до 16 в.) Первая полемика по поводу трудов П.-Д. А. датируется 533 (дискуссия между православ-ными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофи- зитства). В дальнейшем сомнения в подлинности "Corpus Areopagiticum" высказывали JI. Валла, Эразм Рот-тердамский и др.: ряд особенностей трактатов и посланий П.-Д. А. (сти-листика, культовые реалии, тексту-альные заимствования из Прокла) требуют датировать их периодом не позже второй половины 5 в. В осно-вании миропредставления П.-Д. А. лежит неоплатоническое представ-ление о принципиальной неописуемос- ти и неопределимости Бога наряду с идеей об условной осуществимости богопознания посредством построения иерархии аналогий. (Так, по мысли П.-Д. А., Бог неизречен, "Божест-венный мрак" таинственен, "Боже-ственный свет" недосягаем "по причине преизбытка сверхсущностного светолития" и незрим "по причине чрезмерной ясности".) Иерархичес-кая онтология, присущая неоплато-низму, апплицируется П.-Д. А. на сопряженную социальную пробле-матику: "церковная иерархия" выступает прямым продолжением "ие-рархии небесной". Так, по версии П.-Д. А., мировая лестница выглядит так: "пресветлый мрак", единый Бог — серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы (это строение "небесной иерархии"). Далее — епи-
Псевдо-Дионисий Ареопагит 841
скопы, священники, диаконы; монахи, члены христианской общины, оглашенные. Ниже церковной иерархии — остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела. Образ церкви у П.-Д. А. акцентированно статичен: иерархия людей — прямое продолжение иерархии ангелов — суть цепь отражений чистого света в ничем не замутненных зеркалах. Эта последовательность, согласно П.-Д. А., и задает стройный распорядок таинств святой церкви. (Эсте-тическая интерпретация П.-Д. А. картины мира как иерархии света оказала значимое воздействие на средневековую эстетику.) Учение П.-Д. А. как система философской теологии включало в себя три рода теологии: катафатическую (Бог, "будучи Всем во всем и Ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо"), символическую и ми-стическую (в ее рамках: апофатичес- кую теологию и теологию сверхумного экстаза как высшей формы познания Бога). Для раскрытия Бо-жественной природы П.-Д. А. пред-лагались два пути богословствова- ния: апофатический (по отношению к Божественной единичности) и ка- тафатический (по отношению к бо-жественной троичности). Благодаря этим двум методам выявляется бесконечная степень абсолютно всех мыслимых предикаций "Божественного мрака" Единого, так что Он может именоваться, к примеру, разли-чающимся тождеством подвижного покоя. Сверхмыслимый Бог, по П,- Д. А., заключает в себе черты плоти- новской благой единицы и бесфор-менной "умной материи". Христос же выступает наподобие неоплато-нического числа, "утверждая согласие между частями и целым". При неоплатонической категории простой математической единичности Бога слова бессмысленны и в ноэти- ческом космосе вовсе не нужны. По-этому, по мысли П.-Д. А., умный экстаз Плотина есть бессловесное "упрощение" до числовой единицы. Только в Троице, замечает П.-Д. А., которая при этом по своей Божест-венной фигуре геометрически равна одному, обретает деятельное (энер- гийное) значение любая словесность, выявляющая сущности. Отсюда ка- тафатическое богословие, созерцаю-щее Троицу, призвано исследовать любые имена, фиксирующие сущ-ность предметов; следовательно, Бо-жественные Имена являются основным ее предметом. На основании этого П.-Д. А. утверждал, что благо-даря пресвятой Троице "все рождаемое на небесах и на земле получает бытие и наименование". Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в дей-ствительном протекании сущего. Оно есть лишь оскудение и недостаток добра: "Злу даруется бытие по воле случая, и проявляться оно может только в чем-то ином, поскольку не имеет собственного бытия". Абсо-лютного зла не может быть вовсе, так как оно есть полнейшее отсутст-вие Божественного Блага. В тради-ции, заложенной П.-Д. А., специфи-ческую трактовку получили понятия трансцендентный и имманентный. Трансцендентным человеческому мышлению считается восхождение от дольнего мира к миру горнему, что составляет предмет апофатичес- кого метода богословствования, им-манентный же — нисхождение от горнего мира к дольнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования. Учение П.-Д. А. обрело официальный статус в право-славии византийского канона благодаря его интерпретации Максимом Исповедником.
А. А. Грицанов, А. Н. Шуман
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ:

  1. ПРОТЕСТАНТИЗМ
  2. Ареопагитики
  3. ИРРАЦИОНАЛИЗМ
  4. Средневековая философия — это
  5. Патристикой называют
  6. СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ (греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление
  7. ИЕРАРХИЯ
  8. ИЕРАРХИЯ
  9. ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы
  10. НОЭЗИС и НОЭМА (греч. noesis - мышление, noema - акт мышления
  11. АПОФАТИЧЕСКАЯ теология
  12. ДОКТОР
  13. ДОКТОР
  14. ОРФИЗМ
  15. НУЛЬ-ГИПОТЕЗА
  16. МИСТИКА (греч. mystikos — та-инственный