<<
>>

Радости Конфуция

И все же Конфуций не был именно абстрактным любителем и поклонником древности для него важны были души тех людей, который жили в этой древности. Он любил не абстрактное

время, а поклонялся конкретным духам прошлого, у которых молил об удаче.

Не случайно Конфуций первой же фразой «Лунь Юй» подчеркивает «Изучать и своевременно повторять изученное (в другой трактовке «и претворять в жизнь» - А.М.)

не в этом ли радость?» Обычно эта сентенция понимается как стремление изучать древность, заветы предков и первоправителей, «Канон песнопений» и «Канон перемен».

Но возможно к этому следует прибавить еще и изучение методов и смыслов древних магических учения?

Эта фраза, произнесенная великим наставником, справедливо считается одной из центральных идей его проповеди - живя внутри традиции, постоянно обращаться к ней, «повторять изученное». Она многократно цитировалась и комментировалась, и, несмотря на некоторые разночтения, все комментаторы сходились на том, что Конфуций призывает обращаться к уже сказанному или свершенному великими мудрецами.

Чжу Си в XIII в, на чьи комментарии и на чье понимание опирались все дальнейшие переводчики, также считал, что понятие «учиться» здесь равносильно понятию «подражать».

Первый переводчик «Лунь юя» на русский язык П.С. Попов (1910), опираясь на средневековый комментарий Чжу Си, дает здесь абсолютно традиционную трактовку, вошедшую с небольшими вариациями в большинство последующих переводов: «учиться и упражняться». Грамматически этот перевод абсолютно точен, но где-то внутри фразы существует некий ускользающий контекст, который может явится определяющим для всей проповеди Конфуция. Учится - чему? Упражняться - в чем? Ведь в этой первой фразе - суть всего учения, возможно, разгадка тайны многовековой устойчивости учения Конфуция.

Если Конфуция воспринимать как некоего абстрактного мудреца, занимающегося

праздными экзистенциальными рассуждениями, характерными для западной философии, то такое понимание будет, безусловно, верным. Но, как можно видеть из всего контекста жизни Кун-цзы, он был человеком абсолютно конкретных действий и ясно сформулированных мыслей. Поразительным образом, Конфуций очень утилитарен, прагматичен в своей мудрости, и в этом, думается, заключена одна из причин «долгожительства» конфуцианства вообще. И значит, перед нами - не просто общее рассуждение, а вполне конкретный совет или указание.

Кажется, существует еще один смысл, который подразумевал Конфуций и который значительно точнее соответствует мистико-магическому настрою конфуциевой проповеди. Он связан с тем понятием, которое обычно переводиться как призыв Конфуция «повторять изученное» (си). Иероглиф си в древних текстах в основном действительно обозначал «повторять». Но не только «изученное», а повторять второй раз моление или вопрошение к духам в практике медиумов. Семантически иероглиф си восходил к другому значению «птица, летающая много раз», изображаясь в виде двух «крыльев» сверху и графемы «солнце» снизу. Повторение вопрошения к духам делалось для того, чтобы уточнить предсказание духов, и считается, что гадатели обычно дважды повторяли свой вопрос, например, во время предсказаний на основе методики «Канона перемен» («И цзин»). В частности, именно в этом смысле и используется иероглиф си в «Каноне перемен», причем существует предположение, что для предсказания результата происходящего события использовалось три вопроса или три гексаграммы. Это и было «повторять вопрошение к духам». Даже сегодня многие китайские гадатели, соблюдая древние традиции, считают, что у духов следует вопрошать по крайней мере дважды.

И тогда все фраза Конфуция приобретает совсем иное звучание: «Изучать [сказанное духами] и вопрошать у них вновь - не в этом ли радость». Это - сентенция вполне достойная древнего мистика, очевидно, ни в малой степени не выбивающаяся из общего контекста той эпохи.

<< | >>
Источник: Алексей Александрович Маслов. Тайный код Конфуция. 2002

Еще по теме Радости Конфуция:

  1. «Вот друг приехал издалека - разве не в этом радость?»
  2. 8.1 ОТ КРАСОТЫ К РАДОСТИ
  3. Маленькие радости на каждый день. Что меня радует
  4. Тест: сможете ли вы работать на себя так, чтобы это приносило вам радость?
  5. Конфуцианство и Конфуций
  6. Переводы Конфуция и цитируемая литература
  7. Алексей Александрович Маслов. Тайный код Конфуция, 2002
  8. КОНФУЦИЙ
  9. Конфуций и его школа. Средневековое изображение
  10. Мэн-цзы (372-289 до н. э.), последователь учения Конфуция
  11. Гигантская статуя Конфуция в храме Цюйфу, в его родных местах
  12. КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.