РАМАКРИШНА
(монашеское имя, настоящее — Гададхар Чаттерджи) (1836—1886) — индийский философ, мистик, религиозный реформа-тор. С юных лет — индуистский жрец Храма Богини Кали. Десятки лет посвятил практической реализа-ции религиозных идеалов индуизма, христианства, мусульманства и других религий.
Проповедь "спасения Индии" Р. основывал на обращении к духовному опыту человечества. Философия Р. — практическое ут-верждение универсальной религии. Мир, по Р., един. Кришна, Будда, Христос, Мухаммед — воплощения одного и того же Божества. Имя Божества, по Р., лишь отражает социально-исторические особенности народов. Философские основы религии Р. — древняя мудрость, выраженная в идеях веданты и Йоги. Единственная Реальность — Брахман, но реален и мир как порождение Брахмана. Это вело Р. к идеям пантеизма, по которому тождественны Брахман и человек. Путь освобождения и познания Божественной Реальности Р. видел в исполнении религиозно-этических законов и осо-бенно в "Бхакти" (познании через любовь), видящую Бога во всех людях. Философия Р. оказала значительное влияние на сознание верующих в Индии и во всем мире. Непосредственным продолжателем Р. становится его ученик Вивекананда.В. В.Лобач
РАНК (Rank) Отто (1884—1939) — австро-американский психоаналитик. Доктор философии (1912). Ос-новные сочинения: "Художник" (1907), "Инцестуальные мотивы в поэзии и саге" (1912), "Значение психоанализа в науках о духе" (1913, совместно с Т. Саксом), "Психология души" (1931), "Искусство и художник" (1932), "Истина и реальность" (1936), "Волевая терапия" (1936), "За пределами психологии" (1941) и др. Один из первых последователей, учеников и коллег Фрейда. Первоначально применял идеи психоанализа при иссле-довании связи искусства и полового влечения, истолковании произведе-ний литературы и искусства, процесса художественного творчества.
Осуществил исследование инцеста и инцестуозных мотивов. Поддерживал, уточнял и развивал психоана-литическую концепцию трансфера и идеи о либидозной природе религии. В 1923 в книге "Развитие психоанализа" (совместно с Ференци) подверг ревизии классическую технику психоанализа и предложил отдать приоритет эмоциональному опыту (а не интеллектуальным процессам и реконструкциям) и назначать в последней стадии психоанализа конкретную дату окончания лечения. В 1924 опубликовал основ-ную книгу — "Травма рождения", в которой утверждал, что основным фактором развития источников дискомфорта, тревоги и невроза является травма рождения (и вызванный ею страх), которую получает каждый человек в момент появления на свет и отделения от матери. Утверждал, что эта травма является главной травмой в жизни людей и преодоление ее должно быть основной задачей психоанализа. Разработал психоте-рапию, направленную на преодоление травматического опыта рождения. Считал, что страх рождения является прообразом всех последующих ситуаций опасности. Согласно концепции Р., внутрипсихический конфликт возникает из-за блокировки воспо-минаний об "ужасе рождения" и нео-сознаваемого стремления человека к возвращению в ситуацию, предше-ствовавшую акту рождения. Полагал, что сексуальное влечение мужчины инициируется наличием неосознава-емого стремления к возвращению в материнское лоно и что стремление человека к возвращению во внутри-утробное состояние определяет его поведение, которое по мере развития приобретает все более сублимированные формы. В работах 1930-х осуществил коррекцию учения о "травме рождения", уделив большее внимание проблемам развития пси-хики, этапам формирования инди-видуальности и волевым импульсам личности. Считал, что процесс раз-вития индивидуальности порождает чувства одиночества и покинутости, которые являются основой травматического опыта свободы. В предельных случаях, по Р., естественным следствием такого развития (особен-но если оно не сопровождается уста-новлением адекватных новых связей с миром) является невроз, который можно рассматривать в том числе как своеобразную плату за свободу. В качестве средства противодействия нежелательному и травматическому развитию личности и психики Р. рассматривал волю (и свободу воли), которую трактовал как автономную творческую силу. РазработалРасово-антропологическая школа 849
оригинальную концепцию "волевой терапии" и выдвинул в качестве основной задачи психоанализа развитие творческой индивидуальности пациента. Оказал влияние на развитие глубинной психологии и особенно неофрейдизма.
В. И. Овчаренко
Еще по теме РАМАКРИШНА:
- РАМАКРИШНА
- ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (Нарендранатх Датта
- ВЕДАНТА
- РАЗУМ
- «ВЕЩЬ В СЕБЕ
- ВЕЩЬ В СЕБЕ
- 5.1. Виды мотивов
- БХАГАВАД-ГИТА
- Авторы статей
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Экономические таблици и графики
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Защита прав субъектов финансового права
- § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
- § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
- Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм