Рационализм натурализм и сикретизм
В условиях усиления феодального и ' религиозно-идеологического гнета, с одной стороны, и расцвета городской
ЖИЗНи с интенсивным ремесленным производством и торговлей —¦ с другой, примерно в середине X в.
в одном из наиболее значительных городов Багдадского халифата, в Басре, расположенном на перекрестке торговых путей, возникла очень активная религиозно-философская организация — единственная в своем роде в условиях арабо-мусульманского средневековья. Ее основатели, философы и ученые, политические противники тиранического государства Аббасидов в своем большинстве остались неизвестными.В историко-философской литературе обычно указывается их близость к исмаилитским кругам. Как будет видно из дальнейшего, действительно имеется немало общего в идейном содержании между исмаилизмом и произ-ведениями руководителей басрийской организации. Однако вместе с тем, по-видимому, правы те историки философии, которые считают, что исмаилизм как в ос-новном религиозная идеология во многом отражал на-строения угнетенного крестьянства, самого многочисленного класса феодального общества.
Идеологические же интересы басрийских философов были преимущественно городскими и явно стимулировались запросами ремесленных и торговых кругов, в особенности книжников той эпохи. Такого рода социальное содержание данной организации, обычно именуемой «чистыми братьями», объясняет преобладание у них интересов научных и философских над интересами собственно религиозными. «Братья» продолжили, а кое в чем даже усилили ту линию рационализма, которая была начата мутазилитами и продолжена и заострена аль-Кинди, аль-Фараби и мно-гими учеными.Создав тайную организацию, «Братья» ставили перед ней этико-политические цели, а главное средство их достижения видели в популяризации научного и философского знания.
Деятельность этой организации весьма напоминает деятельность древнего пифагорейского союза (с неизбежными, разумеется, различиями, определяемыми почти полуторатысячелетней исторической дистанцией, разделявшей их).Весьма интересна структура басрийской организации (имевшей многих сторонников и в других городах халифата). В соответствии со своей доктриной она учитывала возрастной, интеллектуальный и этический ценз своих членов. Согласно этой доктрине, «мыслительная сила» зарождается в человеке по истечении пятнадцати лет и продолжается до тридцати. Некоторые из таких лиц, обладающие чистыми нравами, понятливостью и сообразительностью, могут претендовать на первую ступень членства в данной организации. После тридцати и до сорока появляется «сила мудрости», оперирующая умопостигаемыми идеями и определяющая морально еще более ценное поведение личности. Они должны были обладать великодушным и мягким характером, а также организаторскими способностями. Третий период, от сорока до пятидесяти лет, определяется «ангельской укрепляющей силой», долженствующей сопровождаться большими волевыми качествами и умением защищать идейные принципы организации, а также уметь в соответствующей форме распространять их и за ее пределами. Наконец, после пятидесяти лет и до конца жизни, когда в душе действует «сила божественного закона», сопровождаемая высшими интеллектуальными и нравственными качествами, наступает четвертый период. Такие лица обладают высшим интеллектуальным и моральным авторитетом и фактически руководят всей организацией [см.: 23, с. 160 и др.].
Весьма дисциплинированная и сильно законспирированная организация «чистых братьев» свою пропагандистскую деятельность проводила прежде всего в специальных «Посланиях чистых братьев и верных друзей». До нас дошли в общей сложности 52 трактата (включая последнее, наиболее ценное «Всеобъемлющее послание»). Они представляют собой довольно обширную энциклопедию научных, философских и теолої ических знаний той эпохи и тех стран. Из них первые четырнадцать трактатов посвящены вопросам из области математических наук, следующие семнадцать — различным наукам о природе, затем идут десять трактатов, рассматривающих собст-венно философские вопросы, и, наконец, последние де-сять трактатов посвящены богословским и отчасти юридическим вопросам.
В своих «Посланиях» «братья» не раз подчеркивали, что они не отвергают никаких книг и никаких идей, если они представляются им приемлемыми.
Совсем не удивительно, что среди философских учений и идей, нашедших свое отражение в мировоззрении «братьев», мы находим идеи Аристотеля и неоплатоников, ионийских философов и пифагорейцев, а также индийские и иранские религи-озно-философские идеи. Синкретический характер духовной культуры ближневосточных стран нашел в «Посланиях чистых братьев» едва ли не самое яркое свое проявление.В области физики и логики они опирались на Аристотеля, в области антропологии, психологии и медицины — на Галена и пифагорейцев, в своих астрономических и астрологических идеях — на Птолемея. Но в цикл математических и особенно природоведческих наук «братья» внесли многое из того, что появилось к тому времени в самих ближневосточных странах (сами они, например, очень многое узнали в Басре и других городах от купцов и путешественников).
Еще более замечательно с идеологической точки зрения то обстоятельство, что «братья» не питали никаких фанатических мусульманских чувств, по-видимому, одинаково относясь к Корану, Евангелиям и Торе. Отражая настроения передовых городских кругов, авторы «Посланий» выступали за религиозную веротерпимость. Они обращались к своим читателям с намеками и с недвусмысленно выраженными мнениями о том, что Коран следует понимать не буквально, а только иносказательно. Понимать и толковать его наиболее адекватно могут лишь ученые люди, вооруженные знанием философии и наук. Особый интерес представляет в этой связи уравнивание «братьями» не только ветхозаветных пророков Ноя, Авраама и Моисея, а также основоположника христианства Иисуса с Мухаммедом, но и таких философов, как Аристотель, Платон и Пифагор. Синкретическая религиозность, к которой стремились «чистые братья», становилась тем самым полуфилософской религиозностью. В своих «Посланиях» они не раз указывали на то, что арабско-мусульманский шариат может и должен быть реформирован при помощи греческой философии.
Главная интенция «Посланий» — этическая и соци-ально-политическая. Вопросы онтологии, натурфилосо-фии и гносеологии в общем подчинены решению этих вопросов.
Тем не менее для того, чтобы составить более или менее систематическое представление о философских воззрениях «чистых братьев», мы произведем обзор этих воззрений, начав именно с вопросов онтологии.В этой области большую роль играла фундаментальная для всей средневековой философии аристотелевская проблема материи и формы. Весьма показательно для выяснения социального генезиса философских воззрений «братьев», что они тесно увязывали эту проблему с трудовой деятельностью людей, которая в их понимании есть не что иное, как «извлечение сведущим человеком формы, находящейся у него в мысли, и приложение ее к материи» [23, с. 137]. «Искусство любого ремесла, — продолжают авторы «Посланий» в той же связи, — заключается в умении извлекать формы из материи и в умении дополнять и совершенствовать их» [23, с. 142]. Более широкий взгляд «братьев» на ту же проблему приводит их к выводу, согласно которому разнородность бытия определяется не материей, а формой. Материя существует в четырех разновидностях, число же форм едва ли не бесконечно. Первая разновидность материи — это тот конкретный материал, из которого ремесленники производят различные предметы. Вторая — природная материя, со-стоящая из четырех традиционных элементов древней натурфилософии — земли, воды, воздуха и огня. Третья — всеобщая материя, из которой образуется вся це-лостность мира, прежде всего небесные светила, как и все элементы, образующие мир подлунной сферы (понятие ее, возможно, навеяно аристотелевским эфиром). Четвертая — некая праматерия, максимально простая, идеальная субстанция, не постигаемая чувствами (в основе ее, по-видимому, лежит аристотелевское понятие первой материи).
Наиболее общие из форм — фигура, движение, свет. Не менее важно и то, что авторы «Посланий», рассматривая единство материи и формы в качестве результата определенной деятельности, усматривают в ней четыре разновидности. Первая из них — деятельность человека, вторая — деятельность природы, третья — деятельность души, четвертая — божественная деятельность.
Последняя разновидность деятельности для «братьев», как и для подавляющего большинства всех средневековых философов, считается основной. В трактовке такого рода деятельности авторы «Посланий» далеко от-ступили от мусульманско-монотеистического креационизма.
Они осуществили это на основе неоплатоновского эманационизма, возможно почерпнутого у Фараби или у исмаилитов. Бог, будучи внеприродной и абсолютно бестелесной сущностью, переполнен деятельностью излучения («файда»). Его первым результатом становится деятельный разум, порождающий всеобщую душу. Хотя авторы «Посланий» и утверждают, что «Писание называет ее одним из ангелов» [23, с. 156], фактически всеобщая душа — несколько видоизмененная неоплатоновская «мировая душа». Именно она порождает праматерию. Когда же последняя принимает объемные формы длины, ширины и глубины, она становится всеобщей материей (в историко-философской литературе иногда ее называ-ют также второй материей), составляющей «тело вооб-ще». На нем и прекращается процесс божественной эманации.В трактовке природных процессов, осуществляющихся на основе традиционных стихий земли, воды, воздуха и огня, «братья» фактически отступают от неоплатоновского идеализма и приближаются к натурфилософскому материализму типа материализма ионийских философов и Эмпедокла. Вместе с тем они выступали против атомистического учения мутакаллимов, признававшего пустоту и несвязную дискретность в мире.
В противоположность им авторы «Посланий» настаивали на естественности всех природных процессов. В по-нимании географических, геологических и биологических процессов (и даже социальных) они отдавали неизбежную дань астрологическим представлениям своей эпохи. Не нужно забывать, что тогда такого рода представления были существенным элементом понятия естественной необходимости и играли антикреационистскую роль (почему обычно и преследовались церковью как пагубное суеверие).
/ Жизнь, по убеждению «братьев», возникает самопро-извольно в районе экватора, где равны день и ночь и где наиболее гармонично смешиваются тепло и прохлада, сухость и влажность. Там же появились — и совсем не в результате сверхъестественного творчества бога — «Адам и его жена», прародители человечества. В более конкретных представлениях о жизни «братья» пытались увязать мир минералов, растений, животных и даже че-ловека (рассматриваемого в аспекте его низшей жизне-деятельности).
В этой связи они высказали проница-тельную мысль о том, что растения предшествуют живот- ным, а менее совершенные животные появились раньше более совершенных. Некоторые историки арабоязычной философии иногда говорят здесь об эволюционизме, сформулированном авторами «Посланий». Нет необходимости в такого рода преувеличениях. Воззрения «братьев» на возникновение все более высоких жизненных форм из земли, воды, воздуха и огня и обратного возвращения их в те же стихии скорее представляют собой разновидность концепции круговорота в природе, подобного движению оросительного колеса. Концепция эта весьма типична для древних и средневековых представлений об ограниченности биологических и социальных форм жизни.В своем понимании человека «братья» разделяли основную органистическую идею, перешедшую из древней философии в средневековую, идею тождества большого мира, макрокосмоса малому миру, микрокосмосу, человеку со всей сложностью его телесных и духовных функций. Эта идея тоже вела их по пути натурализма, противоположному монотеистическому креационизму мусульманства. Но человеческая душа оставалась той сферой, в натуралистическом истолковании которой немало эле-ментов материализма, но в конечном итоге побеждал идеализм. Душа содержит в себе двойную природу. С одной стороны, она представляет собой одно из проявлений всеобщей души, а с другой, определяется как познающая сила.
Отражая сильное опытно-эмпирическое начало в арабоязычной науке и социальном генезисе своего учения, «братья» критиковали платоновское положение о знании как воспоминании. В противоположность ему они под-черкивали, что чувство составляет первый способ по-знания. С него начинают все люди в детстве, когда роль чувственных органов в познании и жизни резко преобладает. С возрастом в человеке просыпается рассудок, который и выражает собственно познающую силу души. Но высшая разновидность познания осуществляется при помощи логических рассуждений (дедукции). Она доступна только ученым людям, изучавшим логику и «индийскую математику».
Вопросы познания неразрывно связаны с этической доктриной «чистых братьев». Отражая ритм довольно противоречивого в социально-экономическом отношении городского общества своей эпохи, авторы «Посланий» ве- ликолепно видели сложность человеческой жизни. Выражая ее диалектику, они подчеркнули, что «человек мечется между дружбой и враждой, бедностью и богатством, молодостью и старостью, страхом и надеждой, правдой и ложью, истиной и вздором, верным и ошибочным, добром и злом, уродством и красотой и тому подобным в части нравственных качеств и различных противоположных дел и слов человека». В основе всех этих про-тивоположностей лежит основная противоположность «телесной плоти и духовной души», составляющих це-лостного человека [см.: 23, с. 147].
Начав с сурового осуждения чувственной жиани в духе суфиев, «братья» в дальнейшем сильно смягчили свой аскетизм и защищали позицию умеренности в удовлетворении человеческих потребностей. Но стержень их моральной доктрины составляло представление об индивидуальной душе, выделяющейся из всеобщей души и пред-ставляющей собой абсолютно чистую, простую и неизменную сущность. Став человеческой душой, попадая в человеческое тело как в свое временное обиталище, она во многом утрачивает свою чистоту. От поведения человека зависит посмертная судьба его души. Полностью разделяя представления о душепереселениях, игравшие, как мы видели, огромную роль в исмаилитской идеологии, «братья» не раз подчеркивали, что день смерти тела становится днем рождения души. И если она отягчена невежественными заблуждениями и дурными нравами, ей не избежать переселения в тело животного, а то и в растения. Задача же мудреца заключается в том, чтобы на путях все более и более глубокого знания просветить свою душу, максимально очистить ее ото всех телесных искажений и наслоений, сосредоточить в ней максимум добродетелей. Только такая душа станет вновь той инди-видуальной душой, которая некогда отделилась от боже-ственной всеобщей души. И только к такой душе «нисходит сила небесной лестницы» [23, с. 160]. Согласно мусульманскому преданию, по такой воздушной лестнице Мухаммед совершил путешествие из Мекки в Иерусалим.
Как видим, в завершающей части этических воззрений «чистых братьев» (в свете освещенной доктрины становится ясным и их самоназвание) мистицизм перемешан с интеллектуализмом. Этот мистицизм значительно более умерен, чем мистицизм суфиев, для которых телесная
жизнь, как и все существование мира, — сплошной кош- мар. Превращение же человеческой души путем максимального усиления своей познавательной активности в индивидуальную душу, возвращающуюся к своей прародительнице, всеобщей душе, тоже лишено той мистической экстатичности, противоположной логическому мышлению, которая на Ближнем Востоке также культивировалась суфиями.
Немало интересных моментов и в социальной философии «чистых братьев», основывающейся на их понимании человека, который обладает как врожденными, так и приобретенными свойствами. Они высказали мысль о зависимости человеческих темпераментов и сообществ от климатических условий (как и от положения звезд), подчеркивали необходимый характер человеческого содружества, порождаемый разнообразием человеческих потребностей и интересов. Осмысливая социальные противоречия своей эпохи и страны, авторы «Посланий» не раз подчеркивали также мысль о том, что подобно смене дня и ночи «государство зла» — а это монархия Аббасидов, конец которой был весьма близок, по категорическому убеждению «братьев», — сменяется «государством добра». Продолжительность каждого из них — 147 лет. Столь точная цифра опять же вытекала из положения звезд. Зороастрийско-манихейские мотивы перемешаны здесь с астрологическими суевериями.
Эта неизбежная дань духовным представлениям своей эпохи не может умалить роли «чистых братьев» как своего рода просветителей своей эпохи. В синкретическом контексте их «Посланий» была сформулирована едва ли не вся совокупность научной и философской энциклопедии арабо-мусульманского Востока. Отсюда их огромное влияние на множество философов, поэтов и просто мыслящих людей тех стран.
. Полуподпольный характер деятель
Еще по теме Рационализм натурализм и сикретизм:
- Мотивы скептицизма и натурализма
- Натурализм спинозовского пантеизма. Бог-субстанция- природа
- РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный
- Рационализм
- РАЦИОНАЛИЗМ
- 2 . Рационализм и его развитие
- РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный, ratio - разум
- § 1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм
- НАТУРАЛЙЗМ (от лаг. naturalis — естественный, создан-ный природой
- ОПЫТ
- ОПЫТ
- ГЕТЕРОНОМИЗМ
- СОДЕРЖАНИЕ
- Содержание
- ИДЕЯ
- ИДЕЯ