<<
>>

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

1. Ра-циональность научной деятельности. В философии и методологии науки большое внимание уделяется идеалам и нормам прзнавательной деятельности: нормам и эталонам обоснования, объяснения и описания, нормам доказательности, идеа-лам организации знания.

Например, в классической физике идеалом объяснения и описания считалась ха-рактеристика объекта исследования «самого по себе», без указания на средства его исследования. В совре-менной физике в качестве необходимого условия выдвигается требование фиксации взаимодействия объекта со средствами наблюдения. Нормы научной рациональности яв-ляются составной частью таких логико-методологических образований, как парадигма (Кун), исследовательская программа (Лакатос, Фейерабенд), стиль научного мышления, выделяемых философами науки. Часто в литературе используется не инструменталистское, операциональное, построенное на схеме «цель-средство», а расширительное понятие рациональности, являющееся по сути синонимом «разумно-го», разумного познания в отличие от мифологического, художественного и пр.
Например, говорят о «типах рациональности» античности, средневековья и т.д. Такой подход правомерен, когда нет необходимости различать в самом «разуме» составляющие его компоненты; 2. Рациональность как нормативность; совокупность правил, норм, эталонов, стандартов оптимальная для достижения соци-ально осмысленных целей и принятия определенным социумом. Нормы рациональности регули-руются опосредованно (искусство, общественное мнение, средства массовой информации) обще-ственными ценностями. Любая общезначимая человеческая дея-тельность имеет свою регламентацию (традиции, обычаи, обычное право, религиозные предпи-сания и пр.), в рамках европейской цивилизации к ним добавляются или приходят на смену зако-ны, в том числе международные, ведомственные и должностные инструкции, ГОСТы и другие нормативные акты.
Так, по отно-шению к государству в целом и конкретно каждому, работающему в его системе, действует правило: «можно делать только то, что разрешено» — разрешено законом, инструкцией и т.д. В со-циологии вхождение человека в общественную, в широком смысле производственную сферу фиксируется понятием «социальная роль»: человек не может вести себя так, как ему вздумается, он должен вести себя так, как от него ожидают другие люди. Социальные роли многообразны: руково-дитель — подчиненный, продавец — покупатель, учитель —

ученик. Вся система образования в европейской цивилизации в конеч-ном счете есть стандартизованное производство специалистов с набором стандартных качеств. Ненорми- рованность деятельности всегда яв-ляется источником произвола, не-согласованности, что, в свою очередь, порождает недоразумения, потерю времени, человеческого достоинства и пр. Поэтому одной из ос-новных характеристик европейской цивилизации является ее рациональность, нормативность. Истоки этого лежат в античности, когда древние греки стали любить только то, что имеет четкие границы, что оформлено; расплывчатое, аморф-ное, неустойчивое, текучее ими тре-тировалось. Античная мечта — Хаос превратить в Космос, порядок. Не случайно «эйдос» Платона несет двойное звучание: он и эталон, стандарт, и совершенное, прекрасное. Кроме того, европейскую цивилиза-цию справедливо называют техно-кратической. Производство, постав-ленное на поток, имеющее массовый характер, нуждается в жесткой регламентации. Такая типизация че-ловека, попытка подогнать под общие стандарты его жизнедеятельность уравновешивается в европейской цивилизации признанием за че-ловеком его суверенности, автоном-ности. Права и свободы закреплены в различных декларациях, нацио-нальных конституциях, законах.

РЕАЛИЗМ (от лаг. realis — дей-ствительный) — философский термин, употребляемый в трех основных смыслах. Реализм понятий или схоластический реализм — одно из главных направлений средневековой философии в решении проблемы универсалий (родовых, видовых и других общих понятий).

Проблема универсалий восходит к Платону, утверждавшему, что действительно су-ществует только общее, а единичное — иллюзорно, и к его противнику Антисфену-кинику, настаивавшему на обратном. Предста-вители патристики и схоластики, стоявшие на позициях реализма, с присущей им сугубой умозрительностью утверждали, что чем более общий характер носит понятие, тем действительнее, ус-тойчивее его бытие. Максимально обща, а значит наиболее дейст-вительна и устойчива идея Бога как последнего источника всего сущего. Принято различать крайний реализм, полностью противопоставляющий общее единичным вещам и человеческому уму, их познающему, и умеренный реализм, признающий существование понятий до вещей, в вещах и в человеческом уме в результате познания. Виднейшими поборни-ками крайнего реализма, идущего от Платона, были Августин, Ан- сельм Кентерберийский и др. схоластики, а реализма умеренного, идущего от Аристотеля,— Ибн-Сина (Авиценна), Фома Ак- винский, Роджер Бэкон и др.

Революция

В XIX в. термином «реализм» начинают именовать такую позицию в философии, которая признает дейст-вительность, реальность вне и независимо от субъекта, от сознания, познаваемую через ощущения и мышление. Реализм в таком понимании выступает как противоположность субъективному идеализму. Амплитуда реалистических воззрений очень широка: на одном из ее полюсов находится наивный реализм, считающий, что мир таков, каким мы его воспринимаем посредством органов чувств, на другом — кантианский аг-ностицизм, граничащий с субъек тивным идеализмом, но тем не менее признающий «вещи в себе». Реализм также объединяет диаметрально про-тивоположные в других отношениях философские направления, такие, как материализм и объективный идеализм. В конце XIX — начале XX вв. возникло несколько реалистических философских школ, старающихся дистанцироваться от позитивизма и абсолютного идеализма, признающих важность онтологических воп-росов — неореализм (Ф. Брентано, А. Мейнонг, Э. Мур, А. Уайтхед, Я.Смэтс и др.), критический реализм (Р. Сантаяна, Р. Селларс, А.Лавджой и др.), критическая онтология (Н. Гартман). В эстетике, литературоведении и искусствоведении реализмом в самом общем виде называют такой подход к художе-ственному произведению, когда за-дачей его считается правдивое изображение действительности такой, «как она есть».

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме РАЦИОНАЛЬНОСТЬ:

  1. 2. Рациональное поведение. Принцип рациональности
  2. Про рациональность
  3. Рациональный уровень познания
  4. 15-4. Концепция рациональных ожиданий
  5. Часть II.ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
  6. 6. РАЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ «ДЬЯВОЛЬСКОГО
  7. 1.4. Сущность и предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета
  8. 2 . Схоластика как рациональное обоснование теологии
  9. Тема 7. Проблемы построения рациональной структуры управления
  10. 4.6. Подход к рациональному построению полной порядковой классификации альтернатив
  11. Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
  12. Нормирование и стандартизация – основная правовая мера рационального природопользования и охраны окружающей среды
  13. 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
  14. ДИСПЕРСИОННАЯ ПСИХОАНА-ЛИТИЧЕСКАЯ СРЕДА
  15. ПРОГРАММА курса ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
  16. ВЕРА
  17. 10.6. Результаты сопоставления методов