<<
>>

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ

— понятие, посредством которого философия постмодернизма рефлексивно характеризует современный (пост- неклассический) тип философствования, в отличие от философствования классического типа, оцененного в качестве "философии тождества" (см. Тождества философия). Уже в оценке неклассической философии "философия тождества" предстает как внутренне противоречивая и подвергается критическому переосмыслению: "Вопиющее противоречие — causa sui" (Ницше). В постмодернистской ретроспективе выделены содержательные этапы становления Р.Ф.: "Все более и более подчеркнутая ориентация Хайдеггера на философию онтологического Различия; применение структурализма, осно-ванное на распределении различительных признаков в пространстве сосуществования; искусство современного романа, вращающееся вокруг различия и повторения..." (Делёз).

Применительно к собственно пост-модернистской философии понятия "различие", "различение", Differance (см. Differance) обретают пара- дигмальный статус: по оценке Делёза, "Различие" и есть "подлинное философское начало". Философия тождества, как и сама идея тождественности, осмыслена философией эпохи постмодерна как продукт определенных мировоззренческих установок культуры классики (см. Метафизи-ка, Тождества философия). Однако в современных условиях проблема "различия и повторения" оказывается в приоритетном фокусе внимания современной философии: по оценке Делёза, данный "сюжет явно присутствует в воздухе нашего времени". В контексте современной философ-ской рефлексии экспликация "сил" и культурных механизмов, "которые действуют под воспроизведением тождественного" (Делёз), может быть рассмотрена как осуществленная, и в силу этого в современной культуре невозможно прежнее им-плицитное функционирование фи-лософии как философии тождества: "Современная мысль порождается... утратой тождеств... Человек в нем не переживает Бога, тождество субъекта не переживает тождества субстанции" (Делёз). В подобном культурном контексте единственный доступный тождеству статус — это статус симуляции (см. Симуляция, Симулякр, Бодрийяр): "Современный мир — это мир симулякров... Все тождества только симулированы, возникая как оптический "эффект" более глубокой игры — игры различия и повто-рения" (Делёз). Постмодернистский отказ от идеи пронизанности миро-здания универсальным и единым логосом (см. Логос, Логоцентризм) кладет конец "философии тождества": стиль мышления культуры постмодерна рефлексивно осмысли-вает себя как постметафизический (см. Постметафизическое мышление), а сама постмодернистская фи-лософия — как Р.Ф. Это находит свое выражение как в общих установках постмодернизма (см. "Постмодернистская чувствительность", "Закат метанарраций", Номадология), так и в предметно специфици-рованных моделях постмодернистской философии: например, отказ последней от возможности конститу-ирования онтологии (см. Онтология) как концептуальной модели бытия (см. Бытие); программное исключе-ние социально-историческими шту-диями постмодернизма из философского обихода таких универсальных концептов, как "история", "общество" и т. п. (см. Постистория); признание постмодернистской теологией невоз-можности конституирования уни-версального учения о Боге и мире в современных условиях (см. Теология); отказ нравственной философии от притязаний на построение единой и абсолютной "этики" (см. Этика). В аксиологической системе постмодернизма Р. Ф. оценивается фило-софской рефлексией как позволяющее выйти за пределы классической тавтологии, возводящей все возможные состояния объекта (мира) к исход-ным причинам и тем пресекающей перспективу аналитики процессов подлинного становления и подлин-ной новизны: лозунгом постмодернизма становится: "Да здравствует множественное!" (Делёз, Гваттари). В отличие от классической традиции философии тождества, наглядно выраженной в легендарном ответе Ла-пласа Бонапарту, назвавшего его "вторым Ньютоном": "Второго Ньютона не будет, ибо существует лишь один мир, и он уже объяснен", — в рассматриваемом аспекте аксиологическая позиция постмодернист-ской философии во многом созвучна позиции современного естествознания, пафосно фиксирующего, что "ес-тественные науки отказались от такой концепции объективной реальности, из которой следовала необходимость отказа от новизны и многообразия, во имя вечных и неизменных универсальных законов" (И.
Пригожин, И. Стенгерс — см. Синергетика, При-гожин). В контексте Р. Ф., равно как и в контексте современного естествознания (см. Неодетерминизм), с не-избежностью осуществляется отказ от презумпции жесткой номотетики, и аксиологическую приоритетность обретает идиографический метод познания (см. Идиографизм). (См. также Тождества философия, Постметафи-зическое мышление, Идентичность.)

М. А. Можейко

РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897— 1957) — австро-американский психолог, психиатр и психоаналитик. Один из лидеров леворадикального фрейдизма. Ученик и коллега Фрейда. Доктор медицины (1922). Основ-ные труды: "Функции оргазма" (1927), "Анализ характера" (1928), "Гени- тальный и невротический характе-ры" (1929), "Массовая психология фашизма" (1933), "Сексуальная ре-волюция" (1936) и др. Под влиянием идей Фрейда, Адлера, Маркса, Бергсона и буддистских доктрин развивал собственные психоаналитически ориентированные концепции. В 1920 вступил в Венское психоаналитическое общество. В 1924—1930 практиковал психоанализ в Венском психоаналитическом институте. Считая сексуальность и оргазм основным ре-гулирующим механизмом человече-ской жизнедеятельности, разрабатывал науку о "сексуальной экономии", основанную, по Р., "на социологическом фундаменте Маркса и на психологическом фундаменте Фрейда", которая одновременно должна была быть "массово-психологической и сексуально-социологической". Зало-жил основания фрейдомарксизма, идеи которого развил в работе "Диалектический материализм и психо-анализ" (1924). Принимал участие в рабочем движении, основал несколько организаций для проведения в жизнь "сексуальной политики пролетариата". В книге "Массовая психология фашизма" осуществил первое крупное исследование по пси-хологии и психопатологии фашизма. Отошел от ортодоксального психо-анализа и в 1934 покинул Междуна-родную психоаналитическую ассоциацию. В связи с установлением нацистской диктатуры эмигрировал и с 1939 жил и работал в США. Разрабатывал проблемы и теорию сексуальной революции, которую считал атрибутом революционного и реформистского процесса. Утверждал, что сексуальная революция является предпосылкой и основой "подлинно человеческой революции", поскольку она освобождает людей от подавленной сексуальности, раскрепощает их и тем самым создает условия для настоящей социальной революции. Создал учение о существующей системе сексуальной репрессивности, которая использует семью, поли-тику и культуру в целях подавления сексуальности и свободы человека и тем самым формирует консерва-тивный тип характера людей, ориен-тированный на слепое подчинение и поддержку диктатуры. Разработал ряд символов общественной репрессии сексуальности. Проанализировал сексуальное подавление как основной источник массовой невротизации и неврозов. Разработал натурфилософское учение об "оргонной энергии" (естественной, свободнотекущей сек- суализированной жизненной энергии) и методике ее психотерапевтического использования. (См. также Оргазм, Сексуальная революция.)

В. И. Овчаренко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. ТОРЖЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
  2. ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
  3. Тема IV. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИРЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙЭКОНОМИКИ:ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ
  4. Анализ сходств и различий: тренинг, туризм и event
  5. Различия между управленческим и производственным видами учета
  6. 32. Различия между системойбухгалтерского учета по российским и международным стандартам
  7. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  8. 3.2. Трансформационный спад и экономический кризис: общие черты и различия
  9. 33. Различия в понятиях «активы» и «пассивы» по российским и международным стандартам
  10. 17. Различия в составленииОтчета о прибылях и убытках по российским и международным стандартам финансовой отчетности
  11. 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории.Их взаимосвязь и различие.
  12. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ