<<
>>

Разум и познание

J приобрело уяснение места в ней че

ловека и роли его познания в постижении бога. Оно достигается на путях рассмотрения человеческой души и в особенности человеческого разума (аристотелевско-нео- платоновский nous на арабском языке передавался словом «акл», которое иногда передается на русском языке латинским словом «интеллект»),

В качестве идеалиста аль-Фараби считает душу сущ- 1 ностью, полностью отличной от тела.

Но он не следует за неоплатоновской традицией, столь влиятельной в странах Ближнего Востока (где эта традиция подкреплялась и весьма близкой ей традицией индуизма). «Второй учитель» отвергает как предсуществование душ, так и их посмертные миграции из одного тела в другое. В истолковании функций души он, по-видимому, находился под влиянием «Первого учителя», подчеркивая зависимость души от тела. Но деятельность тела невозможна без направляющих сил души. В отличие от душ растений и животных людские души обладают духовными функциями— осознанием красоты и совершенства.

225

8-364

Познавательная функция человеческой души не может осуществляться без опоры на чувства. Восприятие и во-ображение — главные орудия чувственного знания. Но оно неспособно к постижению сущностей, или интеллигибельных форм, как главных определений бытия. Это под

силу только разуму, а он, согласно автору «Существа вопросов», есть «сила, которая действует без посредства телесного органа» [23, с. 173].

Только в разуме действуют высшие духовно-познавательные способности человека, и только он способен постичь формы самого бытия, в особенности же высшие духовные формы, эманирующие из бога и полностью лишенные телесности. Еще аль-Кинди, отправляясь от ари-стотелевского учения о пассивном и активном разуме (а также от воззрений Александра Афродизийского), пы-тался развить данное учение более подробно. Аль-Фара- би продолжил разработку этой концепции.

Согласно «Второму учителю», разум существует как разум пассивный, потенциальный, который в наибольшей мере связан с материей и чувственностью (и, значит, все же привязан к душе).

Ему присуща обобщающая способность на основе чувственных образов. Принципиально отличается от него актуальный разум, полностью лишенный свойств телесности и материальности. Он чистая форма, способная к действию и тем самым к постижению объективных форм, существующих вне его. В-третьих, разум выступает как приобретенный — тот же актуальный разум, но уже обогащенный познанием определенных форм. В-четвертых, деятельный разум, который на основе форм приобретенного разума постигает духовно- космические формы и в итоге высшую из них — бога.

V Хотя, таким образом, свое учение о разуме аль-Фараби неразрывно связал с мистическими целями, но достижение их становится возможным только благодаря предельному напряжению интеллектуальных познавательных сил.

Постижение бога невозможно для того, кто не спосо-бен к активной познавательной деятельности, начинаю-щейся с эмпирическо-научного знания потенциального разума.

Рассмотренное в предшествующем разделе схоласти- ческо-мистическое направление Сен-Викторской школы шло по путям, аналогичным тем, которые очертил аль- Фараби и другие арабоязычные философы.

Мистический элемент в доктрине аль-Фараби подчинен интеллектуальному элементу. Такого рода подчинение мы ощущаем не только в гносеологическо- онтологическом, но и в этическо-социальном учении «Второго учителя».

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов.. 1979

Еще по теме Разум и познание:

  1. 3. Истина как цель познания, особенности социального познания
  2. Познание человеческое и познание божественное
  3. Рассудок и разум
  4. РАЗУМ
  5. Душа, сознание и разум
  6. АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  7. 4.3. Воздействие на разум избирателя
  8. Открытие разума
  9. Изменение разума
  10. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный, ratio - разум
  11. Закрытие моего разума
  12. Тема 20. НООСФЕРА — СФЕРА РАЗУМА
  13. НООСФЕРА (греч. nous - разум, sphaira - шар
  14. Смертность индивидуальнои души и бессмертие разума
  15. XVI. ПЕРВОЗДАННАЯ ЧИСТОТА РАЗУМА И ОПЫТ (ГБ И МКБ
  16. ИМЕЮТ ЛИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ НЕРАЗУМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ РАЗУМ?
  17. ЛОГИКА (греч. logos - слово, рассуждение, понятие, разум