РАЗВИТИЕ
— характеристика ка-чественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р.
пред-полагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с понима-нием процессуальное™ и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осозна-ние процессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности — с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логи-ческого и исторического. Причем изначально эти две установки прак-тически никак концептуально не со-относились между собой, а, наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция — как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) мо- делях (линия символического инте- ракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) — локализация разных типов Р. в самодостаточных социо-культурных целостностях); стадиаль-ной (линия Маркса — Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности — общественно-экономические формации). Проблема Р. связывается в этих мо-делях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелине-арной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторностью (фак- торностью в "теории факторов"); их однозначной (естественно-историче-ской) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии син-тезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. — критериях оценки качества изменений (дополнительная задача — понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса — эволюционным или рево-люционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т. п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; примени-мости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т. д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т. д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволя-ет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержа-ния ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей,связанных, как правило, с их переструктураци- ей функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим векторы изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедших в дальнейшем широкую поддержку и породивших целый ряд переинтерпретаций, свя-зана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений — от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает допол-нительную к формальному типу за-дания понятия Р. идею полифонич- ности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. — концепции модернизации и социокультурных трансформаций. (См. Прогресс.)В. Л.Абушенко
РАЗЛИЧИЕ — см. РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИЯ, DIFFERANCE.
Еще по теме РАЗВИТИЕ:
- Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Глава 35. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ. Определение слабого развития
- 8.1. ОПЫТ развития социального партнерства в развитых капиталистических странах
- Глава XXV. Развитие§ 1. Понятие развития. Модели развития
- ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
- РАЗВИТИЕ
- Развитие клиента
- РАЗВИТИЕ
- 1. Сущность развития
- Диалектическая концепция развития
- Развитие мужчин и женщин
- 10. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
- § 1. Конституционное развитие
- 3. Развитие и его критерий
- Структуралистическая концепция развития
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center