<<
>>

РЕАЛИЗМ

(лат. realis — действи-тельный, вещественный) — направ-ление мысли, основанное на пре-зумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого со-знания сферы бытия.

В зависимости от того, что именно наделяется таким статусом, Р. дифференцируется: 1) на стихийный Р., характерный для архаичных культур и основан-ный на онтологизации человеческих представлений о мире, в рамках ко-торой предметом объективации вы-ступает непосредственное содержа-ние опыта; 2) концептуальный Р., оформляющийся в контексте зрелой культурной традиции и — в проти-воположность стихийному Р. — ос-нованный на рефлексивно осознанном дистанцировании объекта и мысли о нем. К концептуальному Р. отно-сятся: а) Р. как философское направ-ление, представленное онтологизаци- ей общих понятий (средневековый Р.), предмета познания (неореализм и критический Р. в философии 20 в.), социальных отношений (см. Социаль-ный реализм); б) Р. как художественный метод, основанный на презумпции объективного бытия конструируемой в процессе художественного творче-ства реальности.
В качестве фило-софского направления Р. объектив-но представлен уже в концепции "мира эйдосов" Платона; как осозна-ющее себя направление конституируется в рамках средневековой схо-ластики в борьбе с номинализмом по проблеме универсалий. Если номи-нализм трактует последние как имена (nomina) реально существующих единичных объектов, то Р., напротив, базируется на презумпции объ-ективной реальности универсалий (universalia sunt realia). Начиная с Августина, Р. синтетически объе-диняет в своем содержании установки платонизма с христианским креа-ционизмом ("роды" и "виды" как идеальные образы будущих объектов в сознании Творца — у Августи-на; предбытие вещей как архетипов (arhetipum) в разговоре Бога с самим собой — у Ансельма Кентерберий- ского; самость (haecceitas) вещи, предшествующая ее бытию и актуа-лизирующаяся в свободном волеизъ-явлении Божьем — у Иоанна Дунса Скота и т.
п.). Крайний Р., основан-ный на трактовке универсалий как существующих вне и до индивиду-альных объектов и интеллекта, диф-ференцируется на ранний, модели-рующий бытие общего в сознании Бога как сущность, предшествующую индивидуальному бытию, — последнее мыслится в данном случае как результат воплощения сущности, т. е. облечения ее неатрибутивными акциденциями, включая телесность (Иоанн Скот Эриугена), и поздний, мыслящий сущности в качестве первичных субстанций, представленных в единичных объектах (Гийом из Шартра). Поскольку в рамках этой версии Р. объективно возможен сдвиг трактовки креационного дог-мата в сторону безличной эманации (единичное бытие — из "вида", "вид" — из "рода", "род" — из общего принципа), постольку в качестве официальной доктрины ортодок-сальной церкви был принят не ради-кальный, а умеренный вариант Р. (Альберт Великий, Фома Аквин- ский, Суарес и др.). Развернутая модель умеренного Р. оформляется в рамках томизма на базе перехода от платонизма к аристотелизму и син-теза европейской схоластической традиции с арабской (аверроизм). Согласно Фоме Аквинскому, троич-ность бытия универсалий может быть представлена как: — "бытие до вещей" (ante res), т. е. бытие в Боже-ственном сознании в качестве прооб-разов вещей; — "бытие в вещах" (in rebus), т. е. их бытие в единичных предметах в качестве их сущностей (субстанциальных форм); — "бытие после вещей" (post res), т. е. их бытие в качестве абстракций в человеческом сознании, постигающем структуру Божественного мироустройства. В со-временной философии, наряду со своим развитием в рамках неотомиз-ма, Р. конституируется как направ-ление в гносеологии, основанное на презумпции объективного доопыт- ного существования объекта познания (что в ситуации 20 в., особенно после разработок Копенгагенской школы, становится далеко не очевидным и нетривиальным). Когни-тивный реализм дифференцируется: 1) на неореализм (Р. Перри, У. Мар- вин, Э. Холт, У. Монтегю, У. Питкин, Э. Сполдинг и др.), фундированный так называемой "презентативной гно-сеологией", критически направленной против отождествления действительности и опыта (индивидуального в прагматизме и безлично-абсолют-ного в неогегельянстве) и постулиру-ющей независимое от сознания бытие объекта, могущее реализоваться как в existence (бытие в пространст- венно-временном континууме), так и в subsistence (существование иде-ального объекта вне пространства и времени).
Возможность познания, понимаемого как преодоление субъ- ект-объектного дуализма ("эписте-мологический монизм"), достигае-мое за счет "презентации" объекта в субъективном сознании, базирует-ся на непосредственном "схватывании" действительности сознанием ("непосредственный Р."); 2) на кри-тический Р. (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль, А. Сет, Д. Хикс и др.), основанный на так называе-мой "репрезентативной гносеологии", вводящей между объектом и субъек-том опосредующее звено — "данное" (data), трактуемое либо как констант-ные логические сущности (Сантаяна, Д. Дрейк, А. Роджерс, Г. О. Стронг), либо как психические образования (Селларс, Дж. Пратт, А. Лавджой), либо как "духовная природа" бытия (Д. Уайлд, М. Чапмен, Р. Паркер, П. Вейс, У. Хартшорн, У. Шелдон). Как последнее направление, так и "темпоралистический Р." Лавджоя формируют своего рода синтетическую модель, ориентированную на включение в свое содержание элементов клас-сического идеализма и неореализма.

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме РЕАЛИЗМ:

  1. СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ
  2. СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ
  3. РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный
  4. НОМИНАЛИЗМ (от лаг. nomen, nominis — имя
  5. УНИВЕРСАЛИИ (лат. univar- salis — общий
  6. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
  7. СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (лат. sexus - пол и фр. revolution - переворот
  8. ОБЩЕСТВО - понятие
  9. КОНЦЕПТУАЛИЗМ
  10. СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе
  11. ИНСТИНКТ