РЕИНКАРНАЦИЯ
(инд. "сансара", греч. "метемпсихоза" — переселение душ, перевоплощение) — одна из трак-товок гипотетической проблемы бес-смертия человека. Учение о Р. не типично для подавляющего большин-ства мировых философских и рели-гиозных систем и возникает в регионе, ограниченном Индийским субконти-нентом.
Первые классические упо-минания о Р. встречаются в конце первого тысячелетия до н. э. в упа- нишадах. Учение о Р. реализовалось в трех главных формах. Согласно текстам упанишад, в мире наличест-вует только Бог, нет никого, кроме Него, включая и человека. Бог попе- ременно рождает и поглощает ми-роздание. Перевоплощается таким образом, собственно, не человек, а Брахман, Единое Божественное. Любой индивид — его протуберанец и одновременно ему единосущен. Буд-дийская версия учения о Р. постули-рует то, что личности нет. Она — лишь сумма некоторых элементов, которые перманентно существуют, но личность как таковая исчезает. Перевоплощаются в строгом смысле (по замечанию буддолога О. Розен- берга) не личности, а "дхармы" (элементы безначального и безличного психофизического жизненного про-цесса), некогда утратившие состоя-ние покоя. Зло, сотворенное людьми, транслируется в следующее вопло-щение. Спасение в буддизме предпо-лагает пресечение потока бесконеч-ных возвращений, выход за пределы неизбывно тяжкого бытия. В буддизме учение о Р., о "перевоплощении" приобретает облик учения о "разво- площении" (Мень). В конце 19 в. формируется эволюционистская тео-софская модель учения о Р. Это уче-ние отвергает буддийский песси-мизм и фундируется на ценностях прогрессизма и научного оптимизма этого столетия. Блаватская сделала особый акцент именно на индийской версии учения о Р., которая тракто-валась ею как форма самоспасения мира, как бесконечное развитие каждого человека через различные тела. Благодаря закону возмездия, закону кармы, человек в каждом последующем воплощении ("пересе-лении" из тела в тело) отвечает за деяния предыдущей жизни. Выража-ется это, согласно одной из версий теософского учения о Р., в частнос-ти, в том, что сама процедура добро-вольного или насильственного ухода человека из каждой его жизни прин-ципиально схожа: обреченный умереть "от воды" (утонуть либо захлеб-нуться в собственной ванной) не может погибнуть при пожаре и т. д. Осознав это, человек может очис-титься и приблизиться к истинным высотам достоинства своей природы. Учения о Р. имели практическими следствиями вегетарианство и не-приятие кровопролития вкупе с отказом от кровавых жертвоприношений в культовой сфере.А. А. Грицанов РЕЙК (Reik) Теодор (1888—1969) — австро-американский психоанали-тик. Доктор наук. Ученик Фрейда. Стал первым лауреатом Почетной премии за лучшее немедицинское психоаналитическое эссе. Практиковал и преподавал психоанализ в Вене и Берлине до прихода к власти наци-стов. С 1938 жил и работал в США. Осуществил психоаналитическое ис-следование религии. Подробно про-анализировал связь между спецификой переживания эдипова комплекса с формированием различных типов набожности, связь религии и религиозного догматизма с неврозом на-вязчивости и другие проблемы. Ис-следовал различие между любовью и сексом, явления садизма и мазохизма в религиозных, национальных и социальных общностях. Критиковал теорию сексуальности Фрейда как "великолепную ошибку". Автор книг: "Присущее и чуждое Богу. К психоанализу религиозного развития" (1923), "Догма и идея принуждения" (1927), "Ритуал" (1928), "Ма-зохизм в современном человеке" (1941), "30 лет с Фрейдом" (1956), "Миф и вина" (1957) и др.
В. И. Овчаренко
РЕЙСНЕР Михаил Андреевич (1868—1928) — российский правовед, социальный психолог и историк. Кандидат права (диссертацию защищал у А. Л. Блока — отца изве-стного поэта), профессор. Окончил юридический факультет Варшавского университета (1893). В 1893— 1896 преподавал правовые науки в Киевском университете.
Сотрудничал с Е. Н. Трубецким. Был коман-дирован в Гейдельберг, где прорабо-тал два года. По возвращении (1898) работал экстраординарным профес-сором юридического факультета Томского университета. С 1903 — в эмиграции. Увлекся марксизмом и политической борьбой. Читал лекции в Парижской высшей школе социальных наук. В 1907 вернулся в Россию. Работал приват-доцентом Петербургского университета и профессором Высших женских курсов и юридического факультета Психо-неврологического института. Исследовал различные проблемы истории и теории государства и права. В 1911— 1912 опубликовал двухтомный труд "Государство". В 1915—1916 (совместно с дочерью Ларисой) издавал журнал "Рудин". После Октябрьского переворота 1917 развивал идею "пролетарского интуитивного права" в виде "революционного правосо-знания". Автор текста Декрета об отделении церкви от государства. Участвовал в разработке первой Кон-ституции РСФСР. Был профессором Петроградского университета, Пси-хоневрологического института и Военной академии Генерального штаба. Разрабатывал проблемы социальной психологии. В 1923 в докладе (и статье) "Проблемы психологии и теория исторического материализма" отметил возможности психоаналити-ческого реформирования психологии. В 1925 выпустил книгу "Проблемы социальной психологии". Призвал переработать "громадный фрейдовский материал" и продолжить его "первоначальную линию монизма и материализма", "очистить драгоценные зерна фрейдизма от идеоло-гической оболочки". В последующие годы занимался изучением социаль- но-психологических проблем и разработкой соответствующих методов. Оказал значительное влияние на становление российской социальной психологии. Автор книги "Право, наше право, чужое право, общее право" (1925) и ряда работ по проблемам социальной психологии, права, ре-лигии, государства, политики, идеологии и социологии.В. И. Овчаренко
Еще по теме РЕИНКАРНАЦИЯ:
- РЕИНКАРНАЦИЯ (инд. "сансара", греч. "метемпсихоза" - переселение душ, перевоплощение
- МЕТЕМПСИХОЗА (греч. metempsihosia - переодушевление
- МЕТЕМПСИХОЗА
- БЕССМЕРТИЕ
- АНТРОПОСОФИЯ
- АПОКАСТАСИС
- БЕССМЕРТИЕ
- БЕССМЕРТИЕ
- СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
- ПУРАНЬ (санскр. puranam akhyanam - "древнее предание"
- АПОКАЛИПСИС
- АНТРОПОЛОГИЗМ
- СУДЬБА
- СВЕРХ-Я
- САНСАРА (санскр. - перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто)