<<
>>

РЕЛИГИЯ

(лат. religio — благочес-тие, набожность, святыня) — миро-воззрение, миропонимание, мироощу-щение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его кон-цептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р.

в качестве Бога, божества. Р. предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной си-ле. Р. отражает стремление человека и общества к непосредственной свя-зи с Абсолютом (Богом, богами, суб-станцией — безусловным средоточи-ем всего существующего, главной святыней). Круг вопросов о сущест-вовании и ликах Абсолюта, о путях постижения Его, о практической значимости этого постижения для иных сфер духовной жизни человека, об отношении этого постижения к "посюсторонней" материальной жизни людей неизбывно перекрещи-вал исторические судьбы Р. и фи-лософии, Р. и всего гуманитарного знания. Так, согласно Канту, Р. является познанием наших обязаннос-тей в виде Божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписа-ний некоей чужой воли), а как суще-ственных законов любой свободной воли.
Шлейермахер трактовал Р. через особое чувство зависимости чело-века от бесконечного: "Ощущать, что все тождественно в чувстве Движущего нас в его высшем единстве, опосредовать этим все индивидуальное и особенное, а следовательно, представить нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога — это и есть религия". Р. для Гегеля явля-лась самосознанием Абсолютного духа или знанием Божественного духа о себе благодаря опосредованию ко-нечным человеческим духом. Фанта-стическое отражение в форме внеземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком, видел в Р. Энгельс. Согласно же Дюрк- гейму, Р.
— это идеологический механизм, обеспечивающий солида-ризацию людей и целостность обще-ства через сакрализацию базовых общественных связей. Фрейд, сводя индивидуальную религиозность к неврозу, считал Р. общечеловеческим навязчивым универсальным невро-зом, который коренится в комплексе Эдипа, в амбивалентном отношении к отцу и снимает для верующего не-обходимость выработки собственного персонального невроза. По Мали-новскому, "обычному индивиду Р. прагматически необходима для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу". Р. осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Эта связь может полагаться: а) как изначально непосредственная, впослед-ствии прерванная и подлежащая восстановлению; б) как ориентация на достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определен-ного идеала — непосредственной связи; в) как подлежащая постоян-ному воспроизведению как в разные периоды жизни индивида, так и в целостном ряду поколений людей. Р. — универсальный феномен, свя- занный с "исполнением древней-ших, сильнейших и жизненно необ-ходимых желаний человечества" (Фрейд). Содержание Р. не конститу-ируется в качестве предмета знания и потому не подлежит идентификации с параметрами шкалы Истинное — Ложное, выступая предметом индивидуальной веры и мировоз-зренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора. Р., возвещающая человеку о спасении и указывающая путь к нему, являет собой трансцендентную в собствен-ной основе и оказывающую имма-нентное воздействие на теоретически-практическую систему координат для исполненного верой мировоззрения, жизненной позиции и образа жизни. Процедура спасения в различных Р. варьируется. Спасение может, во-первых, полагаться воз-можным через собственные дейст-вия человека (например, буддизм): а) соблюдение определенной сово-купности ритуалов, церемониалов и культовых действий; б) "любовь к ближнему"; в) осуществление про-граммы самосовершенствования.
(В целом индивид может разделять ценности активного этического действия для своего спасения либо через формирование соответствующей личной установки — "Я" как орудие Бо-жьей воли и сопряженный с данным миропредставлением аскетизм, либо через модель мистического миросо-зерцания.) Спасение может, во-вто- рых, полагаться достижимым через деятельность некоего посредника- спасителя (иудаизм, христианство, ислам). Данная разновидность рели-гиозных воззрений включает в себя такие версии-парадигмы, как: а) ин- ституционализацию собственных убеждений (обязательная принад-лежность к институту церкви) — ка-толицизм, православие; б) веру как главную предпосылку спасения — иудаизм, лютеранство; в) надежду на ожидаемую милость предопределения (ислам, кальвинизм). В своих доктрине, этике и ритуалах Р. рас-крывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет им смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. (По мысли С. Н. Бул-гакова, "люди равны в Боге, но не равны в природе, и это естественное неравенство побеждает этическую идею их равенства там, где эта идея лишена религиозной санкции".) Р. (наряду с иными духовными обра-зованиями) способствует осуществ-лению процессов утверждения лич-ности, формированию личностного сознания; ритуализации и, следова-тельно, облагороживанию репертуа-ров поведения людей; освобождению сознания индивида от предрассудка неограниченной власти роковых случайностей; социальной интегра-ции; космизации человеческого бытия, выходу его за пределы узкозем-ного существования; осуществляет профетическую миссию (предвиде-ния желательных и нежелательных сценариев будущего развития). (Жесткое силовое подавление христиан-ских структур в тоталитарном СССР Франк объяснил так: "Вопреки всем распространенным и в христианских и в антихристианских кругах пред-ставлениям, благая весть возвещала не ничтожество и слабость человека, а его вечное аристократическое досто-инство.
Это достоинство человека — и при том всякого человека в первоос-нове его существа (вследствие чего этот аристократизм и становится ос-нованием — и при том единственным правомерным основанием — "демо-кратии", т. е. всеобщности высшего достоинства человека, прирожденных прав всех людей) — определено его родством с Богом".) М. Вебер предлагал выделять религиозные системы, делающие акцент на моментах: ритуально-культовых, аскетически- деятельностных, мистико-созерца- тельных (и/или эсхатологических), интеллектуально-догматических. Если наука преуспевает в постиже-нии мира (общественного и природ-ного), разъятого в этих целях на отдельные фрагменты, то Р. в состоянии продуцировать смыслы жизненной целостности космоса, социума, отдельного человека, впоследствии тиражируемые и возобновляемые через культуру вкупе с ритуалами. В тех случаях, когда воспроизводство репертуаров поведения людей не сопровождается имплантацией пер-манентно обновляемых смыслов, ритуал становится формальной, отяго-щающей общество самодостаточной и самодовольной псевдоценностью (например, религиозные воззрения ацтеков и майя). Именно поэтому Р. могут: а) либо принимать "посюсто-ронний" мир; б) либо отвергать его; в) либо принимать этот мир на условиях его улучшения в той или иной форме. Даже самые высокоразвитые Р. в своей истории оказывали на людей не только освобождающее, гу-манное, прогрессивное воздействие, но также и регрессивное, подавля-ющее, реакционное. Этот идейный трагизм присущ истории любой Р.: и Р. мистического склада, устрем-ленным к достижению сверхчувст-венного единства человека и Божества (индуизм, буддизм), так и Р. рацио- нально-светским, ориентированным на овладение мудростью жизни в миру (конфуцианство, даосизм), и Р. профетическим (иудаизм, христиан-ство, ислам). В философии и религи-оведении принято вычленять разно-качественные ступени эволюции Р. (не обязательно совпадающие с про-цессами, развертывающимися в реальном историческом времени). Этап естественной Р. (боги обнаруживаются в природных силах).
Этап Р. за-конов, требующей повиновения Бо-жественным заповедям, основанной на представлениях о всемогущем Боге- господине и могущей трансформиро-ваться в Р. как систему моральных норм без Бога. Этап Р. искупления, которая возникает из чувства гре-ховности, не исчезающего даже при великих нравственных устремлениях и возникающая: а) из веры в ми-лосердную любовь и милость оскорб-ленного Бога, освобождающие от греха (христианство); б) из убеждения (без Бога) в скорбности всего бы-тия и стремления преодолеть это состояние через определенным обра-зом достигаемое отрешение души (джайнизм, буддизм). Существование самых разнообразных духовных феноменов в истории человечества, формально не относящихся к явлени-ям религиозного порядка, но совпада-ющих с ними по базовым механизмам функционирования, воспроизводства и экспансии, позволяет выделить ре-лигиозные и квазирелигиозные системы эгоцентрического, социоцентриче- ского и космоцентрического порядка. Эгоцентрические системы Р. предпо-лагают в качестве высшей и самодо-статочной ценности восстановление духовной связи индивида с собствен-ным подлинным "Я" как вселенносо- размерным микрокосмом. (В 20 в. этому содействовали идеи Ницше о смерти Бога и пришествии сверх-человека, а также поиски подлинной человеческой природы в философии экзистенциализма.) Социоцентриче- ские Р. светского толка отражают неизбывное стремление родового человека или определенных общест-венных групп к всеединству сущно-стных сил посредством воплощения искомой духовной целостности в из-бранном сакральном объекте. Так, утрату архетипа братства людей пы-таются преодолеть такие социоцент- рические Р., как культ личности, го-сударства, партии, избранного народа или класса. Космоцентрические Р. ориентированы на установление, восстановление, воспроизводство свя-зей людей с Богом, богами, Абсолю-том, средоточием космических сил (христианство, ислам, буддизм). Многие школы буддизма не признают су-ществования Бога: человек в их понимании всегда связан с космическим первоисточником и может приобрес-ти спасение через приближение к оси "колеса жизни", достигая состояния полного покоя.
Таким образом космоцентрические Р. могут сущест-вовать в формах теизма, пантеизма и атеизма. Социально-духовные феномены Р. и веры нередко осуществ-ляются в душах людей вне рамок церквей и конфессий. Хотя вера в су-ществование Полноты Бытия (абсо-лютного "Я" внутри меня или Бога) и типична как смыслообразующий центр миросозерцания Р. любого типа), религиозность может прояв-ляться как внецерковная и внекон- фессиональная. Постулаты той или иной Р. формируются либо истинными пророками, либо соборно: социально и профессионально разобщен-ные люди стремятся преодолеть свою обезличенность путем совмест-ного дополнения своих сущностных сил универсальным посредником — всеобщим священным идеалом. Ряд концепций Р. утверждают распрост-раненность модели индивидуальной эволюции, когда каждый индивид в процессе индивидуальной эволю-ции оказывается в состоянии прийти к индивидуальной шкале ценностей в выборе идеала. В границах этого процесса Священное писание запе-чатлевает базовые идеалы опреде-ленной культуры, Священное же предание трансформирует их соборным путем и окончательно формирует традицию. В общественном произ-водстве и воспроизводстве системы сакральных идеалов Р. участвуют все члены религиозной общности. Р. становится неразъемлемой на части культурной целостностью. Значи-мость интегративных экуменичес-ких тенденций современного мира определяется тем, что без мира меж-ду религиями не может быть мира между народами. Мир же между ре-лигиями возможен лишь как результат диалога между ними. (См. также Атеизм, Вера, Бог, Теизм, Теология, Мистика, Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм.)

А. А. Грицанов

РЕРИХИ, семья: Николай Кон-стантинович (1874—1947), Елена Ивановна(1879—1955)и сыновья: Юрий Николаевич (1902—1960) и Святослав Николаевич (1904— 1993) — исследователи и пропагандисты традиционной культуры (прежде всего Востока). Н. К. — знаменитый художник (наследие — более 7000 кар-тин), путешественник, писатель, об-щественный деятель. Жена, Е. И., — писательница, философ, автор записей бесед с Учителями Востока, собранных в книгах Учения Агни-Йоги (Живой Этики). Ю. Н. — известный ученый, востоковед, филолог, историк, этнограф, путешественник, ис-следователь Тибета. С. Н. — художник, знаток восточной медицины. В 1898 Н. К. оканчивает юридичес-кий факультет Петербургского уни-верситета и Академию художеств. После женитьбы на Е. И. Шапошни-ковой (1901) начинается их совмест-ный путь изучения культуры Руси, Индии, религиозно-философского на-следия человечества. В 1903—1904 они путешествуют по 40 городам Древней Руси. В 1917 — выезжают в Финляндию, затем в Англию, Соеди-ненные Штаты. Совершают вместе со старшим сыном Ю. Н. первую транс-гималайскую экспедицию (1925— 1928). В 1929 Н. К. выступает с Пактом об охране культурных ценностей (Пакт Рериха, Знамя Мира). В 1931— 1935 основывают научно-исследова-тельский институт "Урусвати" (Кулу, Индия). Путешествуют по Маньчжу-рии, Китаю. В 1940-е жизнь и твор-чество Н. К. и Е. И. проходят в Индии. В 1957 Ю. Н. переезжает в Совет-ский Союз, занимается созданием научной школы изучения философии и религии Востока, в частности Тибета. С. Н. продолжает философ- ско-художественную традицию отца. В 1990 передает в Москву культурное наследие Р. Международному центру Р. Основные мировоззренческие идеи Р. изложены в книгах Н. К. ("Сердце Азии", "Пути благо-словения", "Твердыня Пламенная", "Врата в Будущее" и др.), трудах Е. И. (книги Агни-Йоги, "Письма Е. Р.", "Основы буддизма", "Знамя Преподобного Сергия Радонежского" и др.). Онтологическую основу мировоззрения Р. составляет идея единства всего Сущего, Духа и Материи, идущая от учения Платона, Лао- цзы, философии упанишад. В их взглядах отрицается существование всякого личного (антропоморфного) Бога, утверждается "Невидимый и Непознаваемый" Бог эзотерической религии, безличный Бог как Беспре-дельный Принцип или Начало (см. Аб-солют). Гносеология философской системы Р. опирается на древней-шую формулу: "познай самого себя", а также идею о единстве и тождестве макро- и микрокосмосов (Вселенной и человека). Основная задача человека — идти путем усовершенствования и улучшения качества мышления, не уходя от трудностей земной жизни. Строительство жизни осно-вывается на идее Прекрасного ("Со-знание Красоты спасет"). Этические взгляды Р. основываются на идее единства законов Космоса и законов жизни человечества. Общечеловеческие принципы нравственности оди-наковы и едины для всех народов Земли, независимо от нации, расы, религии. Применение этих законов в жизни требует знания о существе человека, Космосе, психической энергии, чтобы нравственные начала добра, любви, красоты стали веду-щими и определяющими будущее. Опираясь на восточные учения о карме, дхарме, перевоплощении, кон-цепция Р. постулирует реальную зависимость духовных и творческих достижений человека от его устремле-ний, самоотверженности и служения на Общее Благо. В основе эстетичес-ких взглядов на жизнь — философ-ское учение о преобразующей силе искусства. "Искусство объединяет человечество" (Н. К.), — эта формула обрела статус фундаментальной в общественной и культурной дея-тельности всей Р. с. Просветительские идеи Р. привели к образованию обществ и организаций во многих странах мира, основывающих свою деятельность на культурном и фило-софском наследии Р.

В. В.Лобач

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме РЕЛИГИЯ:

  1. ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.
  2. Тема 12. Философия религии
  3. Религия, теология и философия
  4. Моральность и религия в Утопии.
  5. ИСЛАМ - одна из мировых религий
  6. Отношение к религии и проблема атеизма Спинозы.
  7. Культура и религия арабо-мусульманских стран
  8. РЕЛИГИЯ (лат. religio - благочестие, набожность, святыня
  9. Религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  10. РЕЛИГИЯ (от лат. religio — бла-гочестие, набожность, святыня, воссоединение
  11. ИУДАИЗМ - древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры
  12. 11. Антропологический принцип философии Фейербаха.Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
  13. ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  14. НУМИНОЗ
  15. АМПЛИФИКАЦИЯ (прояснение
  16. Марк Теренцнй Варрон
  17. ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ
  18. 27. СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РФ. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ