<<
>>

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — бла-гочестие, набожность, святыня, воссоединение

. В самом широком смысле религия есть вид мировоззрения и образ действий, которые определяются поклонением высшему началу, стремлением соединиться с ним, служить восходящим к нему идеалам.

В более узком и общепринятом понимании религия («историческая», «позитивная»)есть со-циально-организованная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни. Свя-щенное (сакральное) — высшая «чудесная», сверхъестественная, потусторонняя, трансцендентная реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, образцы, силы, абсолютно значимые для мирской (профанной) — обыденной, посю-сторонней реальности. Развернутый образ сакрального мира дается в основном в виде мифа. В качестве средоточия сил священного обычно представляется божество. В отношении к священной реальности верующие испытывают страх, трепет и восхищение. Ей поклоняются, ее почитают, чувствуют зависимость от нее, обязательства перед ней, с нею связывают надежды на высшее счастье, на спасение. Согласно П. А. Флоренскому, «если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменологически религия есть система та-ких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение», понимаемое как «равновесие душевной жизни».
«А водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу». В религии приобщение человека к высшим ценностям достигается через отношение к Абсолюту-святыне. Это отношение включает в себя устранение раз-дробленности, отчужденности существования — собор, означающий единение в любви и вере, обретение целостности отдельным человеком, общностью, историей, природой, — и всем сущим. С позиций атеизма, религиозное преодоление отчуждения человека от наиболее ценного для него объявляется иллюзорным и предлагаются альтернативные ре-шения проблемы. Так, Фейербах полагает, что религия коренится в противоречивой сущности человека.
Он есть единство индивида и рода, конечного и бесконечного, «Я» и «Ты». Человек, не сознавая этой двойственности, отчуждает свою сущность, представляет ее в виде Бога, удваивает мир. Этика любви Фейербаха должна вернуть любовь, обращенную к Богу, тому, кому она, по сути, предназначена, — человеку. Отчуждение

исчезнет, когда люди будут следовать принципу «человек человеку Бог». Марксисты полагают, что религия как форма общественного сознания производна от общественного бытия. «Всякая религия, — писал Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы прини-мают форму неземных». Религия, по словам Маркса, есть «всеобщее основание утешения и оправдания» «превратного мира»,'«опиум народа». «Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья». Оно будет выполнено, когда в бытии исчезнет источник отчуждения, то есть когда придет конец господству частной собственности на основные средства производства. Поскольку религия предлагает индивиду и обществу мировоззрение с ценностными ориентациями, пре-тендующими на абсолютный характер, а также соответствующий образ жизни, она может выступать как культурно-интегрирующая духов-ная сила. Истоки многих специализированных сфер культуры — ис-кусства, права, философии и т. д. — лежат в едином мифо-религиозном комплексе. В некоторые эпохи, как, например, в христианском средневе-ковье, религия является ведущей парадигмой культуры.

В развитом виде историческая религия включает в себя в качестве основных компонентов соответ-ствующие виды сознания, деятельности, отношений, учрежде-ний. Религиозному сознанию — мировоззрению, ядром которого является вера в священное, при-надлежит определяющее положение в религии. Религиозное сознание ценностно и эмоционально насыщено, чувственно наглядно, символично, диалогично. В религиозной деятельности раз-личается культовая и внекульто- вая (теоретическая, пропагандистская, политико-организацион-ная и т.

п.) составляющие. Важ-нейшее дело религиозной жизни — культ — проходящее в форме ритуала взаимодействие со свя-щенной реальностью, в котором актуализируются ее символы и события (миф). Религиозные от-ношения включают в себя отношения к явлениям сакрального мира, а также — профанного, поскольку они соприкасаются с сакральным (например, в повседневном обращении к нормам религиозной морали). Религиозные уч-реждения в своей совокупности образуют церковь (в широком смысле слова), основной организационной единицей которой яв-ляется религиозная община. Типичным для церкви является строго иерархическое устройст-во, специализация, разделение верующих на клир и мирян.

Основные способы действия (функции) религии, как вытекает из приведенных выше ее характеристик, следующие. Религия, во-первых, дает ценностные мировоззренческие ориентиры, связывающие частное бытие с абсолютным началом и компенсирующие горести существования. Во-вторых, освящает определенные установления, порядки, критерии, утверждая их безусловную легитимность (законность). В-третьих, регулирует формы пове-дения и общения, организует социальное время и пространство, соотнося их с явлениями священной реальности. В-четвертых, интегрирует достижения различных областей де-ятельности, способствует сохране-нию и, в определенной степени, развитию культуры. Религиозный способ утверждения жизненных устоев и культурного строительства имеет свои границы, обусловленные тем, что приверженцы тех или иных вероучений ciaiQHHbi придавать исключительную, сакральную ценность именно их канонам; не отвечающие им установления обесцениваются, делегитимизируются. Главные факторы человеческого сущест-вования, поддерживающие религиозность, распределяются по трем большим разрядам. Первое — лич- ностно-экзистенциальные факторы: конечность индивидуальной жизни, ответственность за свою судьбу, за ценностный выбор; стремление к самоутверждению, к идеалу; одиночество, потребность в общении и т. д. Второе — явления природного и социального порядка: разрушительная и созидательная сила природы, ее красота; отчуждение в обществе; значимость социальных норм, мнений, настроений, традиций и т.

п. Третье — гносео-логические причины: ограниченность чувственного и рационального познания; ценностный характер знания; интуиция, воображение, образность и диалогизм мышления, абстрагирование и олицетворение и т. д. Релятивизм

По весьма спорному вопросу о происхождении религии имеются две крайние противоположные позиции. Согласно первой, теистической, утверждается прамо- нотеизм, то есть изначальное су-ществование веры в единого Бо- га-творца. Сторонники второй, атеистической позиции полагают, что в человеческой истории был длительный дорелигиозный период. В свете современных научных данных представляется наи-более вероятным, что религия возникает вместе с человеком и на первых порах существует в виде первобытных верований. Их главные формы: магия (представ-ления и практика, исходящие из веры в таинственные силы, которые можно использовать в целях воздействия на людей и явления); фетишизм (основан на представ-лении о способности определен- ных предметов после обращения к ним, положительно или отрицательно влиять на человека); анимизм (ве-ра в существование душ и духов); тотемизм (предполагает наличие родственной связи между общностью людей и определенным животным и растением). Из первоначальных верований образуются племенные религии, потом возникают на-ционально-государственные и ми-ровые. К традиционным мировым религиям относятся буддизм, хри-стианство и ислам.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме РЕЛИГИЯ (от лат. religio — бла-гочестие, набожность, святыня, воссоединение:

  1. РЕЛИГИЯ (лат. religio - благочестие, набожность, святыня
  2. РЕЛИГИЯ
  3. ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.
  4. Тема 12. Философия религии
  5. Религия, теология и философия
  6. Моральность и религия в Утопии.
  7. ИСЛАМ - одна из мировых религий
  8. Отношение к религии и проблема атеизма Спинозы.
  9. Культура и религия арабо-мусульманских стран
  10. Религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  11. ИУДАИЗМ - древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры
  12. * Крайняя и высшая степень (лат.). ** Дух-творец (лат.).
  13. 11. Антропологический принцип философии Фейербаха.Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
  14. ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ (лат. principium - основа, начало и лат. realis вещественный)
  15. СОЦИОМАТРИЦА (лат. societas - общество и лат. matrix - источник, начало, матка
  16. * Бог, каким его сотворил Павел, есть отрицание бога (лат.) ** На практике (лат.).