<<
>>

РИТОРИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

— персуазивная (лат. persua- sio — убеждение) форма общения, основанная на взаимосвязи инфор-мационного воздействия, аргумента-ции и компетенции ее участников. Термин "Р. К." и представление о ее структуре были введены Б.

Франц- Берингер (1965). Она определяет Р. К. как трансцендентальную кон-струкцию убеждения. Умение строить рассуждение исторически возникает как умение убедить другого, сообщить другому свою уверенность и веру, связанную с определенной системой ценностей и шкалой ос-мыслений реальности. Античная доктрина риторики в греческом варианте, ставшая первой комплексной теорией персуазивной речевой дея-тельности, предложила четырех- частную схему деления риторики, включающую: 1) инвенцию; 2) дис-позицию; 3)элокуцию; 4) инсцени-рование. Структура инвенции, пред-ставляющая собой наиболее общие схемы организации мысли, дискур-сивные формы, т. е., по Греймасу, "топику, или фундаментальную се-мантическую таксономию" (см. Таксо-номия), включает три элемента (операции идеоречевого цикла): 1.
1) нравы; 1. 2) аргументы; 1. 3) страсти. Выбор аргументов как селекция данных ("общих мест") представляет отбор элементов (субконцептов), необходи-мых и достаточных для понимания сущности объекта референта (темы) и последующей его вербализации, т. е. конструирование определенного аргументативного дискурса. Способы риторической аргументации (эн- тимемы, примеры и т. д.) предпо-лагают отсылку к общеизвестному (энтимема) или типическому (пример). Эффективность аргументативной стратегии интегрирована в производимое впечатление, которое вызывает обращение к аудитории ("нравы") и находится в прямой зависимости от него, от ответной эмоциональной реакции со стороны слушателей ("страсти"). Смысл диспозиции заключается в синтагматической (греч. syntagma — букв, нечто соединенное) экспози-ции объекта-реферёнта, т.
е. реали-зации инвенции в реальном потоке речи или текста. Смысл элокуции сводится к окончательной трансфор-мации нелинейной конфигурации совокупности инвенционных субкон-цептов, предварительно упорядочен-ных на стадии диспозиции в линей-ность и дискретность речи (текста). В древнегреческой риторике, испы-тавшей на себе влияние логического учения Аристотеля, были определены основные тенденции в использо-вании аргументов в коммуникативно-риторическом процессе. Создание формально-логического учения, ко-торое было предельно освобождено от элементов субъективизма, свойст-венного красноречию софистов, спо-собствовало разделению доказатель-ного и убеждающего аспектов речи. Доказательный аспект речи, предпо-лагающий атрибут логического обос-нования, был вытеснен из риторики. Она была освобождена от необходи-мости строго следовать тем законам логики, которые обязательны для непротиворечивого мышления. Для софистов обязательной связи между риторикой и логикой не существовало. Аргументация, лишенная своей риторической функции и отождествленная с логической концепцией Аристотеля, была сведена к доказа-тельству. Реабилитация аргумента-ции в своих риторических правах начала осуществляться в рамках ис-следовательской программы Перель- мана. В работе "Риторическая власть: риторика и аргументация" он изла-гает точку зрения на аргументацию не как на исключительно логический процесс, а как на риторическое явление, образующее сложный текст, в котором аргументы конструируются ассоциативно (т. е. соединяются) и/или диссоциативно (т. е. разделя-ются), взаимодействуют, субордини-руют между собой, сами становятся объектом аргументации (например, аудитория может использовать аргу-менты и их отношение к оратору как объект новой аргументации). Полно-та и непротиворечивость аргумента-ции, инвенция (отбор) и диспозиция (расположение) аргументов в струк- турализованном исчислении аргу- ментативного дискурса позволяют исключить наложения аргументов, их нечеткость, семантическую поли-валентность, которые характеризуют реальные ситуации.
Интенсионали- зация заключения, т. е. транспози-ция его на содержательные реалии, рассматривается Перельманом как обязательный итог конструирования аргументативного дискурса и гарант коммуникативно-риторической об-щезначимости, общедоступности. В основу теории Р. К. положена также идея коммуникативной компе-тенции, противопоставленная идее компетенции языковой. Понятие языковой компетентности не учитывает прагматический аспект порож-дения высказывания, как, например, в концепции трансформационной порождающей модели языка Хомского, в которой разграничены лингвистическая компетенция как способность носителя языка на основании правил образовывать беско-нечное множество предложений и языковой перформанс как применение языковой компетенции в кон-кретных речевых ситуациях. Создателем теории коммуникативной компетенции, или универсальной прагматики, является Хабермас. Данная теория базируется на праг-матических универсалиях, т. е. об-щих структурах, проявляющихся при стандартных условиях в любом речевом акте. Составной частью об-щей коммуникативной компетенции и непременным условием реализации персуазивной коммуникации является персуазивная компетен-ция, определяемая как способность субъекта к речевому освоению типичных социальных ситуаций. Понятие персуазивной компетенции, актуализируемое в персуазивных речевых актах, является ключевым в теории Р. К. Проблематика рито-рического воздействия в рамках пер-суазивной коммуникации активно разрабатывается в немецкой неори-торике. Неориторика как теория воздействия акцентирует внимание на взаимосвязи воздействия и аргу-ментации. Г. Рихтер в программном исследовании "Риторическая теория воздействия" утверждает, что глав-ным признаком риторического вы-сказывания является персуазивная аргументация. Исследуя соотноше-ние типичных логических форм и функций Р. К., он выделяет три вида аргументации (метода воздействия):

полемически-наступательная;

развертывающаяся; 3) оборони-тельная. Персуазивная аргумента-ция апеллирует к ratio реципиента, к его способности к суждению, в ре-зультате чего складывается консен-сус.

Р. К. базируется на трех видах и, соответственно, подвидах языковой коммуникации: 1) исходной, или обыденной, включающей обмен репликами, мнениями (устный диалог), передачу сообщения нескольким коммуникантам по цепочке (молва), фольклорные сообщения (сказки, анекдоты, легенды и т. д.); 2) орато- рике — речи одного выступающего для многих слушателей (научные, по-литические (совещательные), судебные или демонстративные (показательные) речи); 3) гомилетике — многократных беседах одного коммуниканта с опре-деленной группой слушателей (проповедь, учебные семинары и т. п.). Основанием деления гомилетики на подвиды выступает не цель речи, а ее тематика (проповедь осуществляется с целью истолкования и объяснения Библии, учебный семинар — с целью истолкования и объяснения научных феноменов и т. д.). При построении теории Р. К. учитываются две зако-номерности: 1) возрастание строгос-

Риторическая коммуникация 865

ти теоретического мышления происходит за счет вытеснения ценност- но-смысловых структур на задний план; 2) формы риторических рас-суждений в меньшей степени зависят от логических схем и в большей степени от социально вырабатываемых ценностно-ориентационных и ценностно-коммуникативных структур. В зависимости от риторической установки различают четыре разно-видности ценностно-ориентирован- ной аргументации в Р. К.: 1) логиче-скую, при которой аргументативный диалог осуществляется с использо-ванием одной ценности); 2) эмоцио-нальную (иногда ее рассматривают как разновидность логической аргу-ментации), при которой в качестве ценности выступает устойчивая ког-нитивная структура эмоционального характера; 3) порождающую, при осуществлении которой происходит негация нежелательной и/или по-рождение желательной ценности в модели мира адресата; 4) диалек-тическую, функционально направ-ленную на изменение иерархий ценностей субъекта. Интерпретируя аргументацию как всеобъемлющую методологию социальных наук, Пе- рельман различал варианты систем ценностей по разделам знания (фи-лософия, история, юриспруденция), а не по видам научных произведе-ний.

Р. К. специфицируется как ан- тропокоммуникация, отличающаяся от компьютерной и гетерогенной (осуществляемой между носителями естественного и искусственного ин-теллекта) коммуникаций. Любая коммуникация предполагает изменение моделей мира в сознании ком-муникантов. Теория Р. К. предпола-гает описание способов речевого воздействия на модель мира человека. Учет ценностно-коммуникативных отношений в различных моделях рациональности, осуществляемый в современной риторике при иссле-довании Р. К., вынуждает рассмат-ривать как логические такие поня-тия, как "общее мнение", "согласие" ("консенсус"), "когнитивное взаимо-действие" ("интеракция"), "текст", "информация" и др. Предметом нео-риторического анализа являются также "фигуры коммуникантов (участников коммуникации)"; фигу-ры наррации; фигуры выражения коммуникативного содержания вы-сказывания (именно коммуникативное содержание является критерием идентификации источника этого со-держания в плане выражения; например, Дж. Диллон отождествляет коммуникативное содержание с ум-ственными эффектами, возникаю-щими у потребителя информации); фигуры процесса обмена информаци-ей и зависящие от них компилятивная, аналитическая и синтезирующая коммуникации; фоновый феномен Р. К. и др.

С. Б. Воробьева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме РИТОРИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ:

  1. средства коммуникации
  2. Коммуникация и дизайн-процесс
  3. Глава 5. Коммуникация посредством дизайна
  4. 17. Формы коммуникации
  5. КОММУНИКАЦИЯ
  6. Десятый Похититель времени:неэффективная коммуникация
  7. Глава 14.Продвижение товаров: стратегия коммуникации и стимулирования
  8. ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: ОПРЕДЕЛИТЕ СРЕДСТВО - КОММУНИКАЦИИ
  9. КОММУНИКАЦИИ ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
  10. КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬ-ТУРНАЯ
  11. Этапы разработки эффективной коммуникации
  12. Секрет 2: Коммуникация - это поток отправлений и получений
  13. 15.4 Формирование расходов бюджета на транспорт и коммуникации
  14. 3.2. Декларация о свободе коммуникации в интернете
  15. Секрет 3: Используйте все пять измерений коммуникации
  16. 3.1. Система стимулирования сбыта как элемент коммуникаций
  17. 3.1. Система стимулирования сбыта как элемент коммуникаций
  18. КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio - сообщение, передача
  19. КВАЛИТАТИВНЫЙ (КАЧЕСТВЕННЫЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА
  20. РЕКЛАМА НА МЕСТЕ ПРОДАЖИ