<<
>>

РУИНЫ

— постмодернистская метафора, употребляемая для фиксации специфичного для культуры постмодерна способа мироинтерпре- тации, основанного на отказе от идеи целостности, иерархичной структур-ности и гармоничной упорядоченности мира (см.

"Постмодернистская чувствительность", "Закат метанар-раций", "Мертвой руки" принцип). По формулировке Делёза и Гватта-ри, "мы живем в век частичных объектов, кирпичей, которые были раз-биты вдребезги, и их остатков. Мы уже больше не верим в миф о сущест-вовании фрагментов, которые, подобно обломкам античных статуй, ждут последнего, кто подвернется, чтобы их заново склеить и воссоздать ту же самую цельность и целостность образа оригинала. Мы больше не верим в первичную целостность или конечную тотальность, ожидающую нас в будущем". Подобная установка во многом была зафиксирована уже Арендт, предвосхитившей в своем творчестве многие — ныне базис-ные — идеи постмодернизма: так, например, она пишет: "Нить традиции оборвана, и ...мы не будем в состоянии восстановить ее.
Что утрачено, так это непрерывность прошлого. То, с чем мы оставлены, — все же прошлое, но прошлое уже фрагментиро- ванное". Данная презумпция видения мира и фундирует собою широкое рас-пространение в постмодернистских текстах метафоры Р. — от пред-пост-модернистской литературы (напри-мер, "В кругу развалин" Борхеса) до "Автопортрета и других руин" у Деррида. В контексте культуры постмо-дерна парадигма "порядка вещей" замещается парадигмой Р., т. е. "беспорядка и разлада (disorder)" (Б. Смарт). Постмодернистская философия констатирует "процесс распада мира вещей", порождающий и "космический хаос", и текстуаль-ные феномены "хаоса значений", "хаоса цитат", "хаоса означающих" как вторичные по отношению к нему (И. Хассан). Презумпция Р., в свою очередь, фундирует собою такой фе-номен постмодернистской культуры, как презумпция "обратной апо- калиптичности" (an inveted millenar- ianism); по определению Джеймисона, в культуре постмодернизма "пред-чувствия будущего, катастрофического или спасительного, заместились ощущениями конца того или этого (конец идеологии, искусства или соци-ального класса; "кризис" ленинизма, социальной демократии или общества всеобщего благоденствия и т. д. и т. п.); взятые все вместе, они, воз-можно, составляют то, что все чаще обозначается постмодернизмом".

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме РУИНЫ:

  1. РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (ADVERTING МО PROMOTION
  2. ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ
  3. ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФО- Н0-Л0Г0ЦЕНТРИЗМ
  4. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВ-СТВИТЕЛЬНОСТЬ
  5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  6. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  7. НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК ТЕОРИЯ
  8. Глава XIII. Специфика философского подхода к познанию
  9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ
  10. Глава 2.
  11. Авторы статей
  12. АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  13. Таиланд,Греция, судно «Фаина» и газовый конфликт сУкраиной