<<
>>

САЛЛИВАН (Sullivan) Гарри


(1892— 1949) — американский психиатр и психолог, автор оригинальной концеп-ции психиатрии как науки о межлич-ностных взаимоотношениях. Один из лидеров неофрейдизма. Доктор медицины (1917), профессор.
Окончил Чикагский колледж медицины и хирургии (1917). В 1916 заинтере-совался психоанализом и прошел курс терапии. В 1917 начал психиат-рическую практику в госпитале св.
Елизаветы. В 1923 прошел курс ди-дактического психоанализа у К. Томпсон, с которой в дальнейшем сотрудни-чал около 25 лет. В 1929 содействовал организации Вашинггонско-Балтимор- ского психоаналитического общества. В 1923—1930 занимался врачевани-ем и клиническими исследованиями. Организовал и осуществил групповое лечение шизофрении. После 1930 занимался преимущественно теоретическими проблемами психо-анализа и преподавательской дея-тельностью. Участвовал в основании Вашингтонской школы психиатрии (1936) и преподавал в ней. В годы второй мировой войны и после нее пытался применить свои психические теории к решению проблем между-народной напряженности. При жизни опубликовал единственную книгу "Концепции современной психиат-рии" (1947). Дистанцировавшись от некоторых биологизаторских подходов психоанализа, осуществил его социологическую модификацию и создал "межличностную теорию пси-хиатрии", утвердившую реальные и воображаемые межличностные от-ношения в качестве главной детер-минанты психического развития человека. Считая, что представление о целостной отдельной личности является мифом, разработал пред-ставление о личности как многоком-понентной системе, являющейся продуктом межличностных отношений и существующей только в них. В связи с изменением формирующихся меж-личностных отношений, вычленил ряд стадий онтогенетического развития личности. В качестве основных элементов структуры личности выделял: 1. Систему динамизмов (особых энергетических образований, обеспечивающих удовлетворение по-требностей и проявляющихся в меж-личностных отношениях); 2. Систему персонификаций (сформировавшихся образов себя и окружающих, сте-реотипно определяющих отношение к себе и другим); 3. Систему когни- тивности (когнитивных процессов), включающую в себя прототаксис — инфантильное, бессвязное течение и переживание идей, паратаксис — фиксацию связей лишь между свя-занными во времени событиями, бе-зотносительно к их логическому значению, и синтаксис — оперирование символами, значение которых при-нимается и разделяется социальной группой. Уделил большое внимание исследованию личностных напряже-ний и конфликтов. В качестве основного механизма защиты принимал "систему самости", являющую собой особую инстанцию личности, пред-писывающую и запрещающую раз-личные образцы поведения в зависи-мости от конкретных межличностных ситуаций. Основной целью своей пси-хотерапии считал формирование адек-ватного приспособления личности к окружающим людям, посредством развития ее защитных механизмов. Разработал метод "психиатрического интервью" ("психиатрической бе-седы"), обеспечивающей активное воздействие психиатра на межлич-ностную ситуацию. Оказал влияние на развитие модернистских версий психоанализа, психиатрию, психо-логию и социологию малых групп. Ученики и последователи С. опубли-ковали его книги "Межличностная теория психиатрии" (1953), "Психи-атрические беседы" (1954), "Клини-ческие исследования в психиатрии" (1956), "Шизофрения как человечес-кий процесс" (1962), "Психопатология личности" (1972) и др.
В.
И. Овчаренко САМАРИН Юрий Федорович (1819— 1876) — русский философ, публицист, общественный деятель. Окончил фи-лологический факультет Московского университета (1838). В 1844 защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (издание диссертации было запрещено). Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861. Один из "старших" славянофилов. Основные сочинения: "Письма из Риги" (1845); "О мнениях "Современника" исторических и ли-тературных" (1847); "Письма о мате-риализме" (1861); "Предисловие к сочинениям Хомякова" (1867); "Разбор работы Кавелина. Задачи психологии" (1872); "По поводу сочинения Макса Мюллера по истории религии" (1876) и др. Как философ С. начал сторонником Гегеля. Пытался развивать свои взгляды на православие в опоре на его философию, утверждая, что "вне философии Гегеля православная Церковь существовать не может" и что "религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие". Под влиянием Хомякова С. отказался от гегель-янства и в середине 1840-х выступает как приверженец славянофильства. В философском наследии С. (не очень большом по сравнению с Хомяковым или Киреевским) центральное место отведено проблемам антропологии, которая предваряет и определяет гносеологию. С. четко различает два понятия личности — как носителя сознания (персонализм) и как мерило оценки (индивидуализм). С. выступает против индивидуализма (как пути развития личности), который преодолевается в "высшем акте личной свободы и сознания — самоотречении" изнутри, а не извне. Такое самоотречение характерно христиан-ству и русскому общинному строю, "основанному не на отсутствии лич-ности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия". Религиозное начало, по С., — единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком. В каждом человеке изначально заложено персональное отношение к нему Бога — "личное откровение", — которое человеком переживается и ощущается, которое заставляет искать в жизни смысл и разумность, осознать свободу и ответственность, получить истинное знание, сохра- нить цельность духа. Утрата такого откровения ведет к замене Бога мифом необходимости как закона жизни. Центр личности, согласно С., — моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, бого- познанием и независимое от внешнего мира. В гносеологии С. выступает критиком крайностей сенсуализма и рационализма с позиций принципа непосредственного познания "неве-щественной среды": реальность может быть открыта лишь в опыте живого и действенного общения с предметом познания, а не рационально дедуцирована, доказана. "...Истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаклю-чения, но уму, чувству и воле вместе, т. е. духу в его живой цельности", — здесь С. полностью солидаризируется с гносеологией Киреевского и Хо-мякова. С. постулирует тождество сознания и бытия в акте познания, в то время как рационализм, по мнению всех славянофилов, это тождество разрушает и ведет к абстрактному идеализму. В гносеологии С. явно чувствуются мистические мотивы, описывающие изначальные предпо-сылки познания: "Реальность чего бы то ни было не может открываться нам через работу разума — ...всякая реальность должна быть дана раньше, чем начнется мыслительная работа о ней". Материализм, по мнению С., — источник "бесцветного, бескостного, дряблого гуманизма" — затмевает правду христианства. По-литическая эмансипация, которой требует материализм, — суеверие, ибо "если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую...". Работы С. дали для русской философии "прочное основание для борьбы с материализмом..." (Лосев). Особенность государственного и политического строя России С. видит в самодержавии и общине, которые должны выполнять функцию борьбы с "отвлеченной цивилизацией" как средством разложения народности. С. выдвинул теорию трех периодов истории русского народа: "исключительная национальность" — "подражательность" — "разумная народность". Основную причину "подражания" С. видит в дворянстве, которое оторвалось от народных основ и потеряло, тем самым, самостоятельность творческой силы. С. был сторонником отмены крепостного права, видя в нем зло, которое привело к поражению России в Крымской войне и к общей социально-экономической отсталости.
Д. К. Безнюк
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме САЛЛИВАН (Sullivan) Гарри:

  1. САЛЛИВАН (Sullivan) Гарри (1892-1949
  2. Напутствие Дэнни Салливана
  3. Гарри Фридман. Нет, спасибо, я просто смотрю, 2004
  4. ПСИХОАНАЛИЗ
  5. 5. Социально-критическое направление
  6. От Дэвида
  7. Дизайн как смысл жизни
  8. ПСИХОАНАЛИЗ
  9. ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа, logos - учение, наука, слово
  10. Благодарности
  11. 2. Институционализм и неоклассическая экономическая теория
  12. СУПЕРВИЗИЯ
  13. Секрет 3:Узнайте, когда и как завершить продажу
  14. ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ
  15. ПСИХОЛОГИЯ
  16. Торговля - мастерство, а не талант
  17. От Марка
  18. Извещения
  19. ПОСТФРЕЙДИЗМ (англ. post - после и фрейдизм
  20. 17-4. Политические шоки как источник импульсов для бизнес-циклов