<<
>>

САМОСОЗНАНИЕ

— (само-со-зна- ние) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущнос-ти, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию.

Включает в себя процессы са-мопознания (само-по-знания), само-идентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе склады-вающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вы-рабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется и фундируется об-ращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самого себя, т. е. "вовнутрь". С. есть осознание собственных ценностно-сим-волических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и с самим собой.
В С. "Я" познает себя и свое сознание, оценивает свое знание, т. е. собственные усло- вия-предпосылки, как бы наблюдая себя со стороны, выходя за собственные пределы, одновременно остава-ясь в них (последнее верно только для западной традиции). Отделяя сущности от данностей с помощью мышления (в восточной традиции — отстраняясь от мира), "Я" в понима-нии простраивает субъективное от-ношение к предмету, другому и себе как рефлексирование, переинтерпретацию и реорганизацию смысловых структур своего бытия (в восточной традиции — "снимая" субъективное и иные привязки к внешнему миру, а тем самым и саму возможность "Я"). И в восточной и в западной версиях речь идет о самоочищении сознания (выявлении "чистого" сознания) в процессах познания и самопознания.
Однако это принципиально разные ориентации: Восток проговаривает необходимость элиминации мыш-ления, возможности безобъектного ("не вовлеченного") сознания, снятии С. (будь то в пассивном пути дао или активных практиках йоги или дзена). Запад принципиально наста-ивает на опосредовании процессов осознавания мышлением, интенциональности сознания (его направленности всегда "на", его необъяснимости из самого себя), его переводимости и постоянном переходе в С. По сути, речь идет о двух различных установках: негативной (Восток) и позитивной (Запад). Позитивная установка предполагает переопределение пози-ций в смысловых полях, изменение смысловых границ и систем ценностей ("видений" — неокантианство, "го-ризонтов" — феноменология, "пер-спектив" — символический интерак- ционизм, "ситуаций" ¦— прагматизм и т. д.). Она предполагает реализацию "проекций", "объективаций", "означиваний", т. е. "привязку" к внешнему, удержание себя в мире, а также различение осознаваемых и неосознаваемых (бессознательное) мыслительных процессов (психоана-лиз, философия жизни и др.) и признание различных состояний — резче: множественность — "Я" (открытие разных типов рациональности и изобретение схем работы со многими знаниями). В конечном счете эти разные ориентации породили и разные техники работы с собой и своим сознанием — прежде всего медитацию (Восток) и оформляемую в мышлении и посредством мышления рефлексию (Запад). При этом рефлексия может быть рассмотрена как способ перехода от "неявного" в С. (бессознательного, латентного, лич-ностного и т. д.) к явному, но не через работу с предметными содер-жаниями (смутными или, наоборот, самоочевидными), что есть проблема и задача когнитивных практик (стратегий), но через выявление субъективных отношений к неявному, т. е. через его проблематизацию и выявление лакун, не заполненных знанием и готовыми схемами действия, рационализированными в мышлении; или — другая сторона этого же — через вписывание себя в контексты ситуаций и действий. Рефлексия не имеет собственных содержаний, она есть своего рода остановка в мышлении, попытка увидеть себя в про-шлом (в сделанном, прожитом) с поиском в нем опор для определения векторов движения и выявления его смыслов, через понимание (не транс-лируемых в рационально оформляемых в мышлении схемах) личностных контекстов.
Таким образом, речь как раз и идет о проявлении своих самоидентификаций и самоопределений в прошедших жизненных и познавательных ситуациях, выявлении наличных знаний и способов (методов) работы с ним для определения через себя новых возникающих ситуаций (или, в данном случае, действительности). Коль скоро ситуация не может быть определена из самой себя, она должна быть осмыслена в более широкой рамке. Такой предельной рамкой выступает трансцендированное вовне (само) сознание социума — его культура, задающая предельные границы возможных (улавливаемых) для любого "Я" смыслов и координаты для са-моидентификаций и самоопределений — абсолютизируемые в культуре ценности и символы. С. культуры, в свою очередь, наиболее адекватно схватывается (проявляется) в фило-софской и/или методологической ре-флексии, задающей, соответственно, видения, горизонты, перспективы, ситуации и т. д. для специфизиро- ванных и индивидуализированных С. Сознание не локализуемо в каждом отдельном субъекте, оно тотально. Мысль (идея) случается, она развивается и разрабатывается мышлением, фиксируется и переинтерпретирует-ся в рационализированных системах знания, но не вырабатывается в мышлении. Последнее структурируется и процессуализируется, развивается в той или иной традиции культуры. Сознание же, в силу своей тотальности и целостности ("нерасчленимости") реализуется как С., как способность быть "здесь-и-теперь" в культуре че-рез различные состояния сознания и множественность в культуре через различные состояния сознания или множественность сознаний, обуслов-ливающих возможные познавательные процедуры. Установка на осо-знание сознанием самого себя задана в философии Нового времени Декартом в его "cogito ergo sum": "Если я осознаю, что любые мои действия, в том числе сомнение и отрицание, есть проявление мышления (и, следовательно, оно неустранимо, неот- рицаемо), то я как субъект мышления осознаю себя существующим". Установка на С. как наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления была сформулирована Локком.
Как осознание собственных содержаний сознанием трактовал С. Лейбниц. Переинтерпретация соотношения осознания внешнего мира и С. принадлежит в новоевропейской традиции Канту: "Сознание моего собственного на-личного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне ме-ня". При этом С. может схватываться как в логической (через сопоставление представлений), так и в трансцендентальной (через установление связи представления с познавательной способностью) рефлексиях. Гегель переинтерпретировал проблему в "Философии духа" как процессу- альность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе. "Пере-вернул" же проблему Фихте, у которого. не сознание реализуется "в" и "через" С., а "Я полагает само себя, свое собственное бытие", именно "Я полагает не-Я", т. е. сознание не дано, а задано, порождает себя (синтез Я и не-Я задается в абсолютном Я). Момент предзадаваемости С. структурами практик и культурными фор-мами актуализировала "философия действия" или "социального акти-визма" (соответственно — марксизм и особенно неомарксизм и неогегель- янство). Тема горизонта "жизненного мира" и феноменологической редукции введена феноменологией (специально разрабатывалась в феноменологической социологии), а тема выявления экзистенции как ос-новы С., оставляющая человека один на один с голосом собственной совести в страхе перед "небытием" ("ничто", "пустотой" и т. д.) — экзи-стенциализмом. Новый поворот про-блематике С. задала ее психологизация и социологизация, пошедшая по пути расщепления "Я": соотношение субъективного, отраженного (зеркального) и ролевого Я в структурно-функ- ционалистских.версиях социологии личности; структур "сверх-Я", "Оно" и "Я" во фрейдизме; структур "I" и "те" в символическом интеракци- онизме; проблема "Я — Я" и "Я — Он" в концепции автокоммуникации; соотношение отношений "Я — Ты"/"Мы" и "Я — Он"/"Они" ("Оно") в диалогических концепциях и т. д. С другой стороны, в рамках социологии С. рассматривается как присущее не только индивиду, но и социальной группе, классу, этносу, обществу в целом, когда они осознают себя субъектом практической и познавательной деятельности, а также выраба-тывают общие идеалы и понимание собственных интересов.
В данном случае С. понимается как единство самопознания, эмоционально-ценно- стного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении. Внутренним механизмом саморегу-лирования действенно-волевой сферы С. выступают системы самооценок социальных субъектов, которые закладывают основы их мировоззрений и могут быть институциализирова- ны как отдельные от этих субъектов системы идеологических представлений или идеологии. В современ-ных философских подходах в целом происходит перенесение акцентов с познающего на познаваемый субъект, само С. трактуется не как начало, а как итог реконструкции в познавательных процедурах действий субъектов в рамках той или иной культуры, которая, в свою очередь, понимается как фиксируемая в язы-ковых (дискурсивных) практиках и представляющая собой нецентриро- ванный гипертекст. Отдельной проблемой является выработка процедур и техник открытия замкнутых структур теоретического (научного, аналитического) мышления как опо-средующего процессы С. в современных социокультурных ситуациях. (См. также Я). В современной фило-софии постмодернизма концепт С. подвергается радикальной деструк-ции (см. Анти-психологизм, "Смерть субъекта", "Воскрешение субъекта").

В. Л.Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме САМОСОЗНАНИЕ:

  1. САМОСОЗНАНИЕ
  2. 3. Самосознание
  3. Сознание, самосознание и рефлексия
  4. Тема 42. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
  5. Коллективное самосознание
  6. САМОСОЗНАНИЕ - (само-со-знание
  7. ЭТНОЦЕНТРИЗМ (греч. ethnos - группа, племя, народ и лат. centrum средоточие, центр
  8. ЭТНОЦЕНТРИЗМ (греч. ethnos - группа, племя, народ и лат. centrum средоточие, центр
  9. ДВА ВИДА (ПРИНЦИПА) ОРИЕНТАЦИИ
  10. ДВА ВИДА (ПРИНЦИПА) ОРИ-ЕНТАЦИИ
  11. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. 1. Субъект и объект познания
  13. ТЕОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  14. ЭТНОС (греч. ethnos - группа, племя, народ
  15. ЭТНОС (греч. ethnos - группа, племя, народ
  16. Антропология
  17. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ