<<
>>

САНКХЬЯ (санскр. — число, перечисление

— одна из шести древнеиндийских ортодоксальных философских школ, признающих авторитет Вед, создание которой приписывается мудрецу Капиле (VII в. до н. э.). Санкхья основывается не на тексте Вед не-посредственно, а на независимом опыте и размышлении. В центре учения — теория эволюции, выводящая все многообразие мира из взаимодействия двух независимых друг от друга и активно взаимодействующих начал: пуру- ши и пракрити. Пуруша — духовное начало, порождающее формы материального мира от атомов до человека.

Пракрити — бессозна-тельная первичная материя и неис-черпаемая энергия, первопричина мира, состоящая из трех элементов (гун). Первая гуна (саттва) — благое светлое начало, рождающее мудрость и счастье, ведущее к гармонии и покою. Вторая (раджас) — активное страстное начало, толкающее к действию. Третье (тамас) — косное, пассивное начало, порождающее безразличие и обман. Космическая эволюция начинается с соединения пуруши и пракрити и при взаимо-действии гун порождает весь феноменальный мир. Цель философии санкхьи — помочь в освобождении пуруши из плена материи, избавить человека от необходимости пере-рождений и кармы и обрести состояние блаженства (мокши). Санкхья оказала значительное влияние на развитие других философских систем, особенно йогу и буддизм.

САНТАЯНА Джордж (1863— 1952) — американский философ и эстетик-натуралист, критический реалист, гуманист. Основной задачей философии полагал выработку моральной позиции по отношению к миру на основе субъективного истолкования символов культуры. «Интеллектуальная религия» Сантаяна — симбиоз морали, религии и поэзии, наиболее адекватное интеллектуальное отношение к миру в эпоху массовой культуры. Сантаяна анализировал историю гуманистического прогресса, его составные части и проявления. Четыре сферы бытия — сущность, материя, ис-тина и дух, по его мнению, воплощают его непространственное и вневременное существование, а «интуиция сущностей» позволяет человеку достичь высшего блага, гармонии и счастья, освободившись от телесности мира. Сартр

САРТР Жан Поль (1905— 1980) — французский философ и писатель, глава французского ате-истического экзистенциализма. Критически переосмысливая идеи Декарта, Гегеля, Гуссерля, Хайдеггера, в раннем периоде своей философской эволюции реализует проект создания собственной экзистенциалистской теории бытия — феноменологической онтологии, утверждая, подобно Хайдеггеру, что онтология возможна только как феномено-логия. В своих первых философских сочинениях, посвященных феноменологическому анализу сознания — «Трансцендентность эго» (1934), «Воображение» (1936), «Воображаемое» (1940), Сартр осуществляет более радикальную, по сравнению с Гуссерлем, феноменологическую редукцию, в результате которой сознание оказывается абсолютно лишенным всякой субстанциальности «безличной спонтанностью», тотальной пустотой. Исследуя онтологический статус такого сознания в «Бытии и ничто» (1943), Сартр конструирует онтологическую систему: «бытие-в-себе» —

«бытие-для-себя» и объединяющее их «ничто». Сознание, описанное в терминах «ничто», оказывается специфической реальностью, которую нельзя рассматривать в качестве объекта мира, т.е. «бытия-в-себе». В отличие от «бытия-в-себе», всегда «полного собой» и не имеющего возможности выхода за собственные пределы, сознание всегда ин- тенционально и экстатично, есть со-знание не об объектах мира, но о себе самом («сознание сознания»). Это «само» сознания и определяет его онтологический статус «бы- тия-для-себя» в качестве «идеальной дистанции», способа «не быть совпадением с самим собой и избегать идентичности».

Роль «ничто» заключается здесь в том, что именно оно предохраняет нас от возможных натуралистических трактовок «само» сознания; это то, что отделяет сознание от самого себя, «дыра в бытии», делающая возможным появление особой реальности, отличительной чертой которой оказывается существование только благодаря себе, постоянное творчество себя, вечный проект, трансценденция. Неоп-ределимость человеческого бытия ставит человека перед тотальностью свободного действия и свободного выбора. В романе «Тошнота» (1938) свобода как синоним «ничто» про-тивопоставляется Сартром «случайности бытия». Вещи или конкретное «данное» во всей своей случайности обладают тем, что он называет «фак-тичностью», порождающей абсурд-ность мира и вызывающей тошноту, избежать которой можно, только выбирая свой собственный мир. Одна из проблем, выте-кающих отсюда, заключается в необходимости такого выбора для каждого: выбор индивидуален, даже если он касается всего человечества («Экзистенциализм — это гуманизм», 1946). Неизбежным следствием индивидуального выбора оказывается то, что одно «бытие-для-себя» вступает в конфликт с другим «быти- ем-для-себя» («Конфликт — это изначальный смысл бы- тия-для-другого»), так сартров- ский человек открывает для себя, что «ад — это другие люди» («За запертой дверью», 1944). В «Бытии и ничто» Сартр наглядно изображает опасности, таящиеся в попытках избежать своей свободы (и ответственности), позволяя себе («бытию-для-себя») быть за-хваченным своей фактичностью («бытием-в-себе»). Всякая такая попытка объявляется им неаутен-тичным бытием, а человек, совершающий ее, пребывает в «дурной вере», или само-обмане. Блестящее рассмотрение проблемы «дурной веры» со ссылкой на примеры, позаимствованные из мира парижских кафе, дается Сартром в терминах того, что он называет экзистенциальным пси-хоанализом. Он критикует тради-ционный психоанализ по двум причинам: во-первых, «бессознательное» Фрейда оказывается, по Сартру, непоследовательным понятием — «бессознательным сознанием» (критика, основывающаяся на идее человека как полностью созна-тельного существа); во-вторых, психоанализ пытается осмыслить в психологических терминах то, что в действительности является предметом метафизики или онтологии — неизбежное одиночество человека в мире случайных вещей, без Бога, в мире, где он должен постоянно осу-ществлять свой выбор. В более позднем, послевоенном периоде своего творчества Сартр неожиданно обращается к марксизму, пытаясь соединить его с экзистенциализмом по-средством выведения универсального знания об истории из природы индивидуального выбора («Вопрос о методе», 1957). В «Критике диа-лектического разума» (1960) Сартр перемещает акцент с индивидуаль-ного действия на «практику», стремясь преодолеть изоляционистскую точку зрения «Бытия и ничто» и рассматривая «групповое действие» как трансценденцию, позволяющую избежать конфликтов в межличностных отношениях, которые в ранних произведениях изображались столь драматично.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме САНКХЬЯ (санскр. — число, перечисление:

  1. 5.11. Перечисления
  2. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Число
  3. Увеличиваем число заинтересованных людей
  4. Перечисление долга в счет обеспечения (цессия
  5. Очень большое число людей успешно инвестируют на финансовых рынках
  6. Порядок исчисления и предъявления к вычету НДС при получении/перечислении авансов
  7. Что делать, если работодатель не исполняет своей обязанности по удержанию и (или) перечислению алиментов взыскателю
  8. УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-sad - сидеть около
  9. МАНТРА (санскр. - стих, заклинание
  10. МИМАНСА (санскр. — глубокое размышление, исследование
  11. НИРВАНА (санскр. — остывание, угасание, успокоение
  12. НЬЯЯ (санскр.: правило, рассуждение, логика
  13. КАРМА (санскр. karman - действие, дело, жребий
  14. ПУРАНЬ (санскр. puranam akhyanam - "древнее предание"
  15. ТАНТРИЗМ (санскр. tantra - хитросплетение - в значении: словесный арабеск, эзотерический текст
  16. ЙОГА (санскр. joga - связь, единение, метод, усилие
  17. МАЙТРЕЙЯ - (санскр. Maitreya, пали Metteyya - связанный дружбой
  18. САНСАРА (санскр. - перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто)
  19. Отличия при отражении операций при получении/перечислении авансов в конфигурации «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП
  20. ЙОГА